Особенности территориального развития высшего образования: пример Японии и России
Аннотация
Особое место в системе образования занимает высшее образование, от качества которого зависит уровень социального развития общества, его научно-исследовательская и культурная среда. У каждой страны свои особенности формирования образовательного процесса, уровень, доступность и развитость науки, вклад в научные исследования, роль государства и т. д. В рамках данной статьи рассмотрены особенности территориального развития высшего образования в России и Японии. Для анализа особенностей территориального развития науки и образования двух стран рассмотрены такие аспекты, как типы образовательных учреждений, уровни образования, образовательные программы, динамика зачисления студентов, валовой коэффициент окончания программ первой степени, основные наукометрические показатели в области науки и образования. В качестве особенностей выделено следующее: в России наибольшую долю занимают государственные высшие учебные заведения, в Японии – частные высшие учебные заведения. Уровни высшего образования в двух странах одинаковы и подразделяются на программы бакалавриата, магистратуры и докторантуры. Среди основных показателей в области наукометрии Япония занимает лидирующие позиции по сравнению с Россией.
Ключевые слова
Об авторах
А. А. ГатауллинаРоссия
Гатауллина Алия Аюповна, кандидат экономических наук, доцент
А. Р. Сафиуллин
Россия
Сафиуллин Азат Рашитович, доктор экономических наук, профессор
З. Ф. Габдуллина
Россия
Габдуллина Зульфия Фанисовна, специалист сектора исследования территориального вузовского лидерства
А. Ф. Габдуллин
Россия
Габдуллин Азат Фанисович, студент 2 курса
Список литературы
1. Гусева А.И., Калашник В.М., Каминский В.И., Киреев С.В. Первые успехи и неудачи университетов – участников трека «Территориальное и отраслевое лидерство» программы «Приоритет-2030» // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 7. С. 48–66. DOI: 10.31992/0869-3617-2023-32-7-48-66.
2. Лызь Н.А., Голубева Е.В., О.Н. Истратова О.Н. Образовательный опыт студентов: концептуализация и разработка инструмента оценки качества образования // Вопросы образования / Educational Studies Moscow. 2022. № 3. С. 67–98. DOI: 10.17323/1814-9545-2022-3-67-98.
3. Питухин Е.А., Зятева О.А., Щеголева Л.В., Соколов В.Е. Образовательная миграция в регионах России: статистический подход // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 8–9. С. 48–69. DOI: 10.31992/0869-3617-2023-32-8-9-48-69.
4. Рожкова К.В., Рощин С.Ю., Солнцев С.А., Травкин П.В. Дифференциация качества высшего образования и заработных плат выпускников в России // Вопросы образования / Educational Studies Moscow. 2023. № 1. С. 161–190. DOI: 10.17323/1814-9545-2023-1-161-190.
5. Глобальный агрегированный рейтинг – 2022 // Интерфакс. Высшее образование в России. URL: https://academia.interfax.ru/ru/ratings/?rating=1&year=2022&page=1/ (дата обращения: 20.12.2023).
6. Japan: Number of Universities by Type 2022 // Statista. URL: https://www.statista.com/statistics/647382/japan-university-number-bytype/#:~:text=As%20of%20May%202022%2C%20 807,at%20Japanese%20universities%20in%202022/ (дата обращения: 30.11.2023).
7. Степанов В.И., Степанова Н.В., Соколова И.В. Развитие государственного и частного секторов высшего образования в Японии // Современные наукоемкие технологии. 2023. № 1. С. 156–160. DOI: 10.17513/snt.39514. EDN: XBWHQJ.
8. Мусаева Л.И. Виды высших учебных заведений в России и их научный потенциал // NovaUm. Ru. 2019. № 19. С. 248–250. EDN: CSUHJK.
9. UNESCO Institute for Statistics. URL: http://data.uis.unesco.org/ (дата обращения: 30.11.2023).
10. Образование в цифрах: 2022 // Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». URL: https://issek.hse.ru/news/749891953.html/ (дата обращения: 15.12.2023).
11. The annual G20 scorecard – Research performance 2023. URL: https://clarivate.com/the-institute-for-scientific-information/2023-g20-scorecard/ (дата обращения: 14.09.2023).
Рецензия
Для цитирования:
Гатауллина А.А., Сафиуллин А.Р., Габдуллина З.Ф., Габдуллин А.Ф. Особенности территориального развития высшего образования: пример Японии и России. Казанский экономический вестник. 2023;(6):52-58.
For citation:
Gataullina A.A., Safiullin A.R., Gabdullina Z.F., Gabdullin A.F. Features of the territorial development of higher education: the example of Japan and Russia. Kazan economic vestnik. 2023;(6):52-58. (In Russ.)