Цифровая экономика совместного потребления и ее влияние на поведение отдельных потребителей и домохозяйств
Аннотация
В статье рассмотрены особенности цифровой экономики совместного потребления и ее влияние на поведение отдельных потребителей и домохозяйств. Авторы приходят к выводу, что в процессе распространения цифровых технологий появились новые формы совместного использования, получившие название «экономика совместного потребления». Цифровизация позволила охватить широкий спектр общих ресурсов (технический аспект совместного использования) и работать за пределами небольших групп и личных отношений (социальный аспект совместного использования). Этот двукратный цифровой переход к совместному использованию обеспечил
беспрецедентную эффективность в координации доступа к ресурсам. Он создал новые модели и практики разделения в пространстве между традиционным разделением, с одной стороны, и формальной рыночной экономикой, с другой, что привело к появлению нового класса систем распределения ресурсов, который именуется в литературе как цифровая экономика совместного потребления (ЦЭСП). Цифровые платформы поддерживают выполнение всех аспектов совместного потребления, включая поиск и сопоставление, распределение, обработку транзакций и действия после обмена, такие, как предоставление обзоров и отзывов. С социальной точки зрения платформы для совместного потребления улучшают локальное взаимодействие, а также позволяют формировать социальные связи между пространственно распределенными сообществами. Практика взаимного обмена, практика совместного использования на основе компенсации и платные услуги представляют собой спектр, охватываемый цифровизацией с точки зрения социальных практик. Этот спектр заполняет пространство между существовавшими ранее крайностями традиционного совместного использования и формальной рыночной экономикой.
Об авторах
Л. Н. СафиуллинРоссия
Ленар Наильевич Сафиуллин, доктор экономических наук, профессор
Казань
А. И. Сахбиева
Россия
Амина Ильдаровна Сахбиева, кандидат экономических наук, доцент
кафедра финансовых рынков и финансовых институтов
Казань
М. А. Коробкова
Россия
Мария Александровна Коробкова, доцент
кафедра финансов и кредита
Казань
Э. Н. Мендыбаева
Россия
Эльвира Нурхатовна Мендыбаева, магистр
Казань
Список литературы
1. Горина В.В. Трансформация потребления в современном обществе // Контентус. – 2019. – № S11. – С. 188–196.
2. Гостилович А.О. Моделирование потребительского выбора в B2B-сегменте экономики совместного потребления // Ars Administrandi. – 2021. – Т. 13. – № 2. – С. 222–235.
3. Ершова Н.А. Цифровая экономика и ее роль в управлении современными социально-экономическими отношениями // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. – 2019. – № 4. – C. 102–105.
4. Тищенко Н.Ю., Тищенко О.Э., Ребязина В.А., Слободчук Ю.А. Факторы потребительского поведения в сфере экономики совместного потребления в России на примере компании Airbnb // Вестник Московского университета. Серия 6: Экономика. – 2019. – № 2. – С. 43–63.
5. Иштирякова Л.Х. Анализ понятийно-терминологических аспектов «экономики совместного потребления» // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. – 2020. – Т. 2. – № 3 (46). – С. 81–89.
6. Barbu C.M., Florea D.L., Ogarcă R.F., Barbu M.C.R. From ownership to access: how the sharing economy is changing the consumer behavior // Amfiteatru Economic. – 2018. – Vol. 20. – Is. 48. – P. 373–387.
7. Ganapati S., Reddick C.G. Prospects and challenges of sharing economy for the public sector // Government Information Quarterly. – 2018. – Vol. 35. – Is. 1. – P. 77–87.
8. Li L., Wang W. The effects of online trust-building mechanisms on trust in the sharing economy: the perspective of providers // Sustainability. – 2020. – Vol. 12. – Is. 5. – P. 1717.
9. Pouri M.J., Hilty L.M. Conceptualizing the digital sharing economy in the context of sustainability // Sustainability. – 2018. – Vol. 10. – Is. 12. – P. 4453.
10. Pouri M.J., Hilty L.M. Digitally Enabled Sharing and the Circular Economy: Towards a Framework for Sustainability Assessment In Advances and New Trends in Environmental Informatics. – Cham: Springer, 2020. – P. 105–116.
11. Ranjbari M., Morales-Alonso G., Carrasco-Gallego R. Conceptualizing the sharing economy through presenting a comprehensive framework // Sustainability. – 2018. – Vol. 10. – Is. 7. – P. 233.
12. Sanasi S., Ghezzi A., Cavallo A., Rangone A. Making sense of the sharing economy: a business model innovation perspective // Technology Analysis and Strategic Management. – 2020. – Vol. 32. – Is. 8. – P. 895–909.
Рецензия
Для цитирования:
Сафиуллин Л.Н., Сахбиева А.И., Коробкова М.А., Мендыбаева Э.Н. Цифровая экономика совместного потребления и ее влияние на поведение отдельных потребителей и домохозяйств. Казанский экономический вестник. 2021;(4):90-98.
For citation:
Safiullin L.N., Sakhbieva A.I., Korobkova M.A., Mendybaeva E.N. Digital sharing economy and its influence on the behavior of individual consumers and households. Kazan economic vestnik. 2021;(4):90-98. (In Russ.)