Preview

Казанский экономический вестник

Расширенный поиск

Цифровая экономика совместного потребления и ее влияние на поведение отдельных потребителей и домохозяйств

Аннотация

   В статье рассмотрены особенности цифровой экономики совместного потребления и ее влияние на поведение отдельных потребителей и домохозяйств. Авторы приходят к выводу, что в процессе распространения цифровых технологий появились новые формы совместного использования, получившие название «экономика совместного потребления». Цифровизация позволила охватить широкий спектр общих ресурсов (технический аспект совместного использования) и работать за пределами небольших групп и личных отношений (социальный аспект совместного использования). Этот двукратный цифровой переход к совместному использованию обеспечил
беспрецедентную эффективность в координации доступа к ресурсам. Он создал новые модели и практики разделения в пространстве между традиционным разделением, с одной стороны, и формальной рыночной экономикой, с другой, что привело к появлению нового класса систем распределения ресурсов, который именуется в литературе как цифровая экономика совместного потребления (ЦЭСП). Цифровые платформы поддерживают выполнение всех аспектов совместного потребления, включая поиск и сопоставление, распределение, обработку транзакций и действия после обмена, такие, как предоставление обзоров и отзывов. С социальной точки зрения платформы для совместного потребления улучшают локальное взаимодействие, а также позволяют формировать социальные связи между пространственно распределенными сообществами. Практика взаимного обмена, практика совместного использования на основе компенсации и платные услуги представляют собой спектр, охватываемый цифровизацией с точки зрения социальных практик. Этот спектр заполняет пространство между существовавшими ранее крайностями традиционного совместного использования и формальной рыночной экономикой.

Об авторах

Л. Н. Сафиуллин
Казанский (Приволжский) федеральный университет
Россия

Ленар Наильевич Сафиуллин, доктор экономических наук, профессор

Казань



А. И. Сахбиева
Казанский (Приволжский) федеральный университет
Россия

Амина Ильдаровна Сахбиева, кандидат экономических наук, доцент

кафедра финансовых рынков и финансовых институтов

Казань



М. А. Коробкова
Университет управления «ТИСБИ»
Россия

Мария Александровна Коробкова, доцент

кафедра финансов и кредита

Казань



Э. Н. Мендыбаева
Казанский (Приволжский) федеральный университет
Россия

Эльвира Нурхатовна Мендыбаева, магистр

Казань



Список литературы

1. Горина В.В. Трансформация потребления в современном обществе // Контентус. – 2019. – № S11. – С. 188–196.

2. Гостилович А.О. Моделирование потребительского выбора в B2B-сегменте экономики совместного потребления // Ars Administrandi. – 2021. – Т. 13. – № 2. – С. 222–235.

3. Ершова Н.А. Цифровая экономика и ее роль в управлении современными социально-экономическими отношениями // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. – 2019. – № 4. – C. 102–105.

4. Тищенко Н.Ю., Тищенко О.Э., Ребязина В.А., Слободчук Ю.А. Факторы потребительского поведения в сфере экономики совместного потребления в России на примере компании Airbnb // Вестник Московского университета. Серия 6: Экономика. – 2019. – № 2. – С. 43–63.

5. Иштирякова Л.Х. Анализ понятийно-терминологических аспектов «экономики совместного потребления» // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. – 2020. – Т. 2. – № 3 (46). – С. 81–89.

6. Barbu C.M., Florea D.L., Ogarcă R.F., Barbu M.C.R. From ownership to access: how the sharing economy is changing the consumer behavior // Amfiteatru Economic. – 2018. – Vol. 20. – Is. 48. – P. 373–387.

7. Ganapati S., Reddick C.G. Prospects and challenges of sharing economy for the public sector // Government Information Quarterly. – 2018. – Vol. 35. – Is. 1. – P. 77–87.

8. Li L., Wang W. The effects of online trust-building mechanisms on trust in the sharing economy: the perspective of providers // Sustainability. – 2020. – Vol. 12. – Is. 5. – P. 1717.

9. Pouri M.J., Hilty L.M. Conceptualizing the digital sharing economy in the context of sustainability // Sustainability. – 2018. – Vol. 10. – Is. 12. – P. 4453.

10. Pouri M.J., Hilty L.M. Digitally Enabled Sharing and the Circular Economy: Towards a Framework for Sustainability Assessment In Advances and New Trends in Environmental Informatics. – Cham: Springer, 2020. – P. 105–116.

11. Ranjbari M., Morales-Alonso G., Carrasco-Gallego R. Conceptualizing the sharing economy through presenting a comprehensive framework // Sustainability. – 2018. – Vol. 10. – Is. 7. – P. 233.

12. Sanasi S., Ghezzi A., Cavallo A., Rangone A. Making sense of the sharing economy: a business model innovation perspective // Technology Analysis and Strategic Management. – 2020. – Vol. 32. – Is. 8. – P. 895–909.


Рецензия

Для цитирования:


Сафиуллин Л.Н., Сахбиева А.И., Коробкова М.А., Мендыбаева Э.Н. Цифровая экономика совместного потребления и ее влияние на поведение отдельных потребителей и домохозяйств. Казанский экономический вестник. 2021;(4):90-98.

For citation:


Safiullin L.N., Sakhbieva A.I., Korobkova M.A., Mendybaeva E.N. Digital sharing economy and its influence on the behavior of individual consumers and households. Kazan economic vestnik. 2021;(4):90-98. (In Russ.)

Просмотров: 111


ISSN 2305-4212 (Print)