Анализ товаров в пространстве цены, качества и количества
Аннотация
Актуальность темы исследования данной статьи определяется тем, что, с одной стороны, богатство обществ, в которых господствует капиталистический способ производства, выступает как огромное скопление однородных товаров, использование которых в теории затруднено из-за их качественной неоднородности, а с другой – необходимостью развития теории спроса на товары переменного качества, что предполагает уточнение термина экономической категории «товар переменного качества», создание как качественно-количественной модели, так и геометрической трехмерной модели в пространстве цены, качества и количества. К. Маркс предвидел будущее развитие товара так: «открыть различные стороны, а следовательно, многообразные способы употребления вещей есть дело исторического развития. То же самое следует сказать об отыскании общественных мер для количественной стороны полезных вещей». А отыскание таких мер для качественной стороны товара было отложено на неопределенный, долгий срок, чему способствовало и принятие в неоклассической экономике постулата «о качественной однородности товара».
Предложено следующее определение термина «товар». Товары – блага и услуги переменного качества и количества, произведенные для общественного потребления и обмена.
В соответствии с этим определением сформулирована наиболее полная и исходная модель товара, определение – единство качества и количества.
Предложено трехмерное товарное пространство, образуемое плоскостями цены – качества, цены – количества и качества – количества.
Об авторе
Г. Н. ИсмагиловаРоссия
Исмагилова Гульнара Наилевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры территориальной экономики
Список литературы
1. Бизнес. Толковый словарь / Г. Бетс, Б. Брайндли, С. Уильямс и др.; под общ. ред. И.М. Осадчей. – М.: Инфра-М; Весь мир, 1998.
2. Большой экономический словарь / под ред. А.Н. Азрилияна. – 4-е изд. доп. и перераб. – М.: Институт новой экономики, 1999. – 1248 с.
3. Джейли Дж., Рени Ф. Микроэкономика: продвинутый уровень: учебник / пер. с англ.; под ред. В.П. Бусыгина, М.И. Левина, Е.В. Покатович. – М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2011. – 733 с.
4. Котлер Ф., Армстронг Г., Вонг В., Сондерс Д. Основы маркетинга / пер. с англ. – 12-е изд. – М.: Вильямс, 2009. – 1072 с.
5. Кругман П., Веллс Р., Олни М. Основы экономикс: учебник для вузов / пер с англ. – СПб.: Питер, 2011. – 880 с.
6. Маркс К. Капитал. Критика политической экономии / пер. с нем. И.И. Скворцова-Степанова. – М.: Политиздат, 1978. – 908 с.
7. Мас-Колелл А., Уинстон М., Грин Дж. Микроэкономическая теория: учебник: в 2 т. / пер. с англ. Ю. Автономова и др.; под ред. М.И. Левина. – М.: Дело, 2016.
8. Маршалл А. Принципы экономической науки: в 3 т. / пер. с англ. – М.: Прогресс, 1993.
9. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 72500 слов и 7500 фразеологических выражений. – М.: АзъLtd., 1992. – 960 с.
10. Общая экономическая теория. Вводный курс: учебное пособие: в 3 т. / под ред. А.А. Пороховского. – М.: Кодекс, 2010. – Т. 1. – 316 с.
11. Сорокин А.В. Общая экономика или модель рыночной экономики: товар, форма стоимости, процесс обмена // Проблемы современной экономики. – 2015. – № 1. – С. 357–364.
12. Философия: учебник / под ред. В.Н. Лавриненко. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юристъ, 1998. – 520 с.
13. Хикс Дж. Стоимость и капитал. – М.: Прогресс, 1988. – 488 с.
14. Houthakker H.S. Compensated Changes in Quantities and Qualities Consumed // Review of Economic Studies. – 1952. – Vol. 19. – Is. 3. – P. 155–164.
15. Houthakker H.S. The calculation of bilateral trade patterns in a Ricardian model with intermediate products and barriers to trade // Journal of International Economics. – 1976. – Vol. 6. – Is.3. – P. 251–288.
16. Ismagilova G.N. Consumer behavior and qualitative selection of goods // Journal of Engineering and Applied Sciences. – 2017. – Vol. 12. – Is. 19. – P. 4913–4917.
17. Lancaster K. Consumer Demand: A New Approach. – N.Y.: Columbia University Press, 1971.
18. Lancaster K. The “product variety” case for protection // Journal of International Economics. – 1991. – Vol. 31. – Is. 1-2. – P. 1–26.
19. Lancaster K. The measurement of changes in quality // Review of Income and Wealth. – 1977. – Vol. 23. – Is. 2. – P. 157–172.
20. Tirole J., Ray P. Price caps as welfare-enhancing coopetition // Journal of Political Economy. – 2019. – Vol. 127. – Is. 6. – P. 3018–3069.
Рецензия
Для цитирования:
Исмагилова Г.Н. Анализ товаров в пространстве цены, качества и количества. Казанский экономический вестник. 2021;(5):12-19.
For citation:
Ismagilova G.N. Analysis of goods in the space of price, quality and quantity. Kazan economic vestnik. 2021;(5):12-19. (In Russ.)