Теоретические основы влияния цифровизации бизнеса на цену акций компании
Аннотация
Глобальная экономика претерпевает значительные структурные трансформации. Перераспределение долей в индексе S&P 500 за последние 40 лет показывает значительный рост новых секторов экономики. Цифровая экономика способствует росту нового бизнеса и трансформации старого. Рост стоимости ИТ-компаний и создание цифровых экосистем повышает интерес к данному сектору экономики и создает новые проблемы оценки стоимости акций межсекторальных компаний. Добавляя к основному виду деятельности новые цифровые продукты, компании трансформируются в инновационные холдинги, которые требуют подстройки оценочного аппарата для корректной оценки стоимости их акций. В данной статье рассмотрены актуальные вопросы учета цифровизации бизнеса в стоимости акций компании, проанализированы структурные изменения глобальной экономики, а также предложены способы актуализации оценочного аппарата стоимости компаний.
В данной работе рассмотрены причины резкого роста капитализации ИТ-компаний, предпосылки нового экономического кризиса, теоретические и практические аспекты оценки цифровизации бизнеса и оценены размеры «цифровой премии» по отношению к стоимости ИТ-компаний. Более того, данная статья охватывает анализ литературы по тематике влияния интеллектуального капитала и расходов на НИОКР на эффективность бизнеса и оценку стоимости акций компании.
Ключевые слова
Об авторе
Э. И. ГибадуллинРоссия
Гибадуллин Эскандер Ильгизарович, аспирант
Список литературы
1. Официальный сайт РБК. – URL: https://quote.rbc.ru/news/article/606f2aee2ae59606cfd937cb/ (дата обращения: 06.11.2021).
2. Официальный сайт S&P Global. – URL: https://www.spglobal.com/spdji/en/indices/equity/sp-500/#data/ (дата обращения: 06.11.2021.
3. Криничанский К.В. Финансовые рынки: цифровая трансформация: монография / К.В. Криничанский, Б.Б. Рубцов. – М.: РУСАЙНС, 2021. – 184 с.
4. Официальный сайт Bloomberg News. – URL: https://www.bnnbloomberg.ca/blistering-ipo-market-is-rekindling-dot-com-era-froth-fears-1.1501828/ (дата обращения: 06.11.2021).
5. Официальный сайт Capital IQ. – URL: https://www.capitaliq.com/CIQDotNet/my/dashboard.aspx/ (дата обращения: 06.11.2021).
6. Semenkova E.V., Andrianova L.N., Krinichansky K.V. The Concept of Fair Pricing in the Regulation Framework of the Russian Securities Market // Journal of Reviews on Global Economics, 2018. – No 7. – P. 562–571.
7. Игнатенко Е.А., Криничанский К.В. Макроэкономические параметры формирования доходности акций (на примере ПАО «НК «Роснефть») // Финансы и кредит. 2020. Т. 26, вып. 6. С. 1352–1372.
8. Lev B. R&D and Capital Markets // Journal of Applied Corporate Finance. – 1999. – Vol. 11. – Is. 4. – P. 21–35.
9. Zeghal D., Maaloul A. Analysing value added as an indicator of intellectual capital and its consequences on company performance // Journal of Intellectual Capital. – 2010. – Vol. 11. – No. 1. – P. 39–60.
10. Youndt M.A., Subramaniam M., Snell S.A. Intellectual capital profiles: an examination of investments and returns // Journal of Management Studies. – 2004. – Vol. 41. – No 2. – P. 335–361.
11. Reed K.K., Lubatkin M.H., Srinivasan N. Proposing and Testing an Intellectual Capital-Based View of the Firm // Journal of Management Studies. – 2006. – Vol. 43. – No. 4. – P. 867–893.
12. Pulic A. The Physical and Intellectual Capital of Austrian Banks. – 2011. – URL: http://www.vaicon.net/start.htm (дата обращения: 06.11.2021).
13. Kimura H., Basso L.F., Nogueira, S.G. The impact of intellectual capital on value added of Brazilian companies traded at the BM&FBovespa // Journal of International Finance and Economics. – 2010.
14. Ozturk M.B., Demirgunes K. Determination of Effect of Intellectual Capital on Firm Value via Value Added Intellectual Coefficient Methodology: An Empirical Study on ISE-Listed Manufacturing Firms // ISE Review. – 2007. – Vol. 10. – P. 59–77.
15. Lynn B. (1998) Intellectual Capital // CMA Magazine. – 1998. – Vol. 72. – No. 1. – P. 10–15.
16. Penrose E.T. The Theory of the Growth of the Firm. – Oxford: Oxford University Press, 1959.
17. Wernerfelt B. A resource-based view of the firm // Strategic Management Journal. – 1984. – Vol. 2. – Is. 5. – P. 171–180.
18. Barney J. Firm Resources and Sustained Competitive Advantage // Journal of Management. – 1991. – Vol. 1. – Is. 17. – P. 99–120.
19. Sveiby K.-E., Gripenberg P., Segercrantz B. Challenging the Innovation Paradigm. – Abingdon-on-Thames: Routledge, 2012. – 272 p.
20. Pastor L., Veronesi P. Technological Revolutions and Stock Prices // American Economic Review. – 2009. – Vol. 4. – Is. 99. – P. 1451–1483.
21. Гибадуллин Э.И. «Цифровая премия» – эмпирическая корректировка цен на акции ИТ бизнеса // В сборнике: Цифровизация финансовых рынков: новые компетенции / ред коллегия: К. В. Криничанский, А. И. Лымарь, У. Е. Тюкина [и др.]. – М.: Общество с ограниченной ответственностью "Издательство "КноРус", 2021. – 128 с.
Рецензия
Для цитирования:
Гибадуллин Э.И. Теоретические основы влияния цифровизации бизнеса на цену акций компании. Казанский экономический вестник. 2021;(5):77-85.
For citation:
Gibadullin E.I. Theoretical foundations for the impact of digitalization of business on a company’s share price. Kazan economic vestnik. 2021;(5):77-85. (In Russ.)