Нематериальные активы организации как стратегические ресурсы роста ее стоимости на рынке
Аннотация
Эта статья посвящена исследованию значимости нематериальных активов в стоимости капитализации компании. Нематериальные активы, такие как интеллектуальная собственность, репутация, бренд и человеческий капитал, становятся все более важными при определении стоимости компании и достижении конкурентного преимущества. В статье при помощи экономико-статистических методов анализа предпринята попытка изучить тренд, подтверждающий растущую значимость нематериальных активов в повышении стоимости и потенциала роста современных организаций. Полученные результаты способствуют более глубокому пониманию значения нематериальных активов в условиях современной цифровизации.
В статье предложена гипотеза о том, что на текущем этапе развития мирового сообщества и экономики, связанном с появлением и распространением информационно-коммуникационных технологий и Интернета, нематериальные активы, такие как репутация, стоимость бренда и имидж, становятся стратегическими факторами формирования политики управления организацией ввиду значительного воздействия на ключевые параметры ее деятельности.
В результате мы получили подтверждение, что нематериальные активы способствуют росту стоимости компании. Исследование показывает, что организации с высокой долей нематериальных активов имеют более высокую рыночную капитализацию и финансовую производительность.
Об авторах
М. Р. СафиуллинРоссия
Сафиуллин Марат Рашитович, доктор экономических наук, профессор, проректор по вопросам экономического и стратегического развития
Д. Л. Курбангалиева
Россия
Курбангалиева Динара Ленаровна, кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры общего менеджмента
Х. А. Павлова
Россия
Павлова Христина Александровна, аспирант, Центр перспективных экономических исследований Академии наук Республики Татарстан, ассистент кафедры общего менеджмента, Казанский (Приволжский) федеральный университет
Список литературы
1. Курбангалиева Д.Л. Репутационная экономика: новая парадигма исследований в эпоху цифровизации // Казанский экономический вестник. 2020. № 4 (48). С. 5–8.
2. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 38 «Нематериальные активы» (введен в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина России от 28.12.2015 № 217н) (ред. от 09.10.2023) // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 09.10.2023).
3. Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2007) (с изм. от 25.10.2010 № 132н, от 24.12.2010 № 186н) // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 09.10.2023).
4. Сафиуллин М.Р., Павлова Х.А. Интернет-репутация организации в оценках глобальной информационной сети (на примере государственных органов Республики Татарстан) // Казанский экономический вестник. 2022. № 1 (57). С. 110–114.
5. Сафиуллин М.Р., Павлова Х.А. Репутационный капитал региона и особенности его формирования // Казанский экономический вестник. 2021. № 2 (52). С. 66–73.
6. GIFT™ 2022. Global Intangible Finance Tracker (GIFT™) – An Annual Review of the World’s Intangible Value. URL: https://brandirectory.com/reports/gift-2022.
7. Barney J. Firm resources and sustained competitive advantage // Journal of Management. 1991. Vol. 17. No. 1. P. 99–120.
8. Grant R.M. Toward a knowledge-based theory of the firm // Strategic Management Journal. 1996. No. 17. P. 109–122.
9. Lin Z.J., Yang H., Arya B. Alliance partners and firm performance: Resource complementarity and status association // Strategic Management Journal. 2009. Vol. 30. No. 9. P. 921–940.
10. Lin B.-W., Lee Y., Hung S.-C. R&D intensity and commercialization orientation effects on financial performance // Journal of Business Research. 2006. Vol. 59. No. 6. P. 679–685.
11. Safiullin M.R., Kurbangalieva D.L., Elshin L.A. How does reputation economy engagement work to develop financial and economic activity? // Opcion. 2019. Vol. 35. Spec. Is. 23. P. 376–392.
12. Manaman H.S., Jamali S., Aleahmad A. Online reputation measurement of companies based on usergenerated content in online social networks // Computers in Human Behavior. 2016. No. 54. P. 94–100.
13. Safiullin M.R., Grunichev A.S., Elshin L.A. Methodical approaches to assessment of the impact of the reputation capital on investment processes in the region (on the example of regions of the Volga Federal district) // Humanities and Social Sciences Reviews. 2019. Vol. 7. Is. 5. P. 840–846.
14. Teece D., Pisano G., Shuen A. Dynamic Capabilities and Strategic Management // Strategic Management Journal. 1997. Vol. 18. No. 7. P. 509–533.
15. Wernerfelt B. The resourced-based view of the firm // Strategic Management Journal. 1984. Vol. 5. No. 2. P. 171–180.
Рецензия
Для цитирования:
Сафиуллин М.Р., Курбангалиева Д.Л., Павлова Х.А. Нематериальные активы организации как стратегические ресурсы роста ее стоимости на рынке. Казанский экономический вестник. 2023;(3):60-65.
For citation:
Safiullin M.R., Kurbangalieva D.L., Pavlova Kh.A. Intangible assets of the organization as a strategic resource for growth of its value in the market. Kazan economic vestnik. 2023;(3):60-65. (In Russ.)