Факторы доходности портфеля молодого начинающего инвестора
Аннотация
Статья посвящена выявлению факторов, которые в большей степени могут оказать влияние на вероятность получения положительной доходности портфеля молодого начинающего инвестора на российском финансовом рынке. При выборе факторов мы опирались на исследования российских и иностранных ученых, которые выделяли показатели финансовой грамотности и индивидуальные особенности как наиболее важные аспекты, влияющие на финансовое благосостояние инвестора. Для сбора эмпирических данных была разработана и проведена интерактивная «Инвест-игра», участники которой формировали краткосрочный портфель из доступных неквалифицированному инвестору финансовых инструментов, а также отвечали на вопросы теста по финансовой грамотности и раскрывали свое отношение к процессу инвестирования. Данные для анализа были собраны в период с ноября 2023 г. по февраль 2024 г. Эконометрические оценки были получены с использованием биномиальной логистической регрессии. На основе полученных оценок можно заключить, что наибольшее влияние на вероятность получить положительную доходность от инвестирования оказывают личные характеристики начинающего инвестора, в частности, отношение к риску. Наличие знаний в области финансов не является критическим, в то время как состояние финансовых рынков может существенно скорректировать финансовый результат инвестора.
Об авторах
C. В. БекареваРоссия
Бекарева Светлана Викторовна, кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой финансов и кредита
П. В. Самсонова
Россия
Самсонова Полина Вадимовна, студент
А. В. Гетманова
Россия
Гетманова Анна Владимировна, старший преподаватель
Список литературы
1. Бекарева С.В., Гетманова А.В., Иванова А.И. Эффективность интерактивного метода обучения инвестированию: выявление факторов, влияющих на доходность портфеля начинающего инвестора // Science for Education Today. – 2022. – Т. 12. – № 5. – С. 137–161. – DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2205.08.
2. Обзор ключевых показателей брокеров: информационно-аналитический материал (IV квартал 2023 г.). – М.: Банк России, 2024. – URL: https://cbr.ru/Collection/Collection/File/48976/review_broker_Q4_2023.pdf/ (дата обращения: 31.03.2024).
3. Chen T.-H., Ho R.-J., Liu Y.-W. Investor personality predicts investment performance? A statistics and machine learning model investigation // Computers in Human Behavior. – 2019. – No. 101. – P. 409–416.
4. Chiah M., Tian X., Zhong A. Lockdown and retail trading in the equity market // Journal of Behavioral and Experimental Finance. – 2022. – No. 33. – Art. 100598. – P. 1–13.
5. Cupak A., Fessler P., Schneebaum A. Gender differences in risky asset behavior: The importance of self-confidence and financial literacy // Finance Research Letters. – 2021. – No. 42. – Art. 101880. – P. 1–6.
6. Fan L., Swan C. Application of situational stimuli for examining the effectiveness of financial education: A behavioral finance perspective // Journal of Behavioral and Experimental Finance. – 2018. – No. 17. – P. 68–75.
7. Gerrans P. Undergraduate student financial education interventions: Medium term evidence of retention, decay, and confidence in financial literacy // Pacific-Basin Finance Journal. – 2021. – No. 67. – Art. 101552. – P. 1–20.
8. Giofre M. Financial education, investor protection and international portfolio diversification // Journal of International Money and Finance. – 2017. – No. 71. – P. 111–139.
9. Cucinelli D., Soana M.G. Investor preferences, financial literacy and intermediary choice towards sustainability // Research in International Business and Finance. – 2023. – No. 66. – Art. 102027.
10. Inghelbrecht K., Tedde M. Overconfidence, financial literacy and excessive trading // Journal of Economic Behavior and Organization. – 2024. – No. 219. – P. 152–195.
11. Li J., Li Q., Wei X. Financial Literacy, household portfolio choice and investment return // Pacific-Basin Finance Journal. – 2020. – No. 62. – Art. 101370. – P. 1–15.
12. Molina-Garcia A., Lopez-Subires M.D., Cisneros-Ruiz A.J., Dieguez-Soto J. How does financial literacy influence undergraduates’ risk-taking propensity? // The International Journal of management Education. – 2023. – No. 21 (3). – Art. 100840.
13. Razen M., Huber J., Hueber I., Kirchler M., Stefan M. Financial literacy, economic preferences, and adolescents’ field behavior // Finance Research Letters. – 2021. – No. 40. – Art. 101728.
14. Reiter-Gavish L., Qadan M., Yagil J. Investors’ personal characteristics and trading decisions under distressed market conditions // Borsa Istanbul Review. – 2022. – No. 22-2. – P. 240–247.
15. Uhr C., Meyer S., Hackethal A. Smoking hot portfolios? Trading behavior, investment biases, and self-control failure // Journal of Empirical Finance. – 2021. – No. 43. – P. 73–95.
16. Zhang Y., Lu X., Xiao J.J. Does financial education help to improve the return on stock investment? Evidence from China // Pacific-Basin Finance Journal. – 2023. – No. 78. – Art. 101940.
Рецензия
Для цитирования:
Бекарева C.В., Самсонова П.В., Гетманова А.В. Факторы доходности портфеля молодого начинающего инвестора. Казанский экономический вестник. 2024;1(1):24-31.
For citation:
Bekareva S.V., Samsonova P.V., Getmanova A.V. Factors of profitability of the portfolio of a young novice investor. Kazan economic vestnik. 2024;1(1):24-31. (In Russ.)