Особенности становления мирового рынка компримированного природного газа в качестве газомоторного топлива
Аннотация
В статье отражены различные аспекты перевода автомобильного транспорта с традиционного топлива на компримированный природный газ. Дан исторический анализ мирового опыта внедрения альтернативного топлива, который представляет большой интерес для крупных автотранспортных хозяйств, а также и для населения. Подчеркнуто, что в мире накоплен большой опыт оценки преимуществ и недостатков компримированного газа как нового моторного топлива. Приведены результаты библиометрического анализа понятия “compressed natural gas as alternative fuels” («компримированный природный газ в качестве альтернативного топлива»); они через тематический и географический ландшафты исследований демонстрируют реалии и перспективы применения природного газа в виде горючего для автомобильного транспорта. Сделан вывод о том, что успешность внедрения компримированного природного газа прямо зависит от масштаба поддержки со стороны государства и частного предпринимательства. Подчеркнуто, что в настоящее время экологическая составляющая использования новых моторных топлив обретает не менее важное значение, чем экономическая выгода. Поэтому переход на компримированный природный газ для заправки личного, грузового и общественного транспорта можно рассматривать как действенную меру по сокращению выбросов парниковых газов и улучшения качества воздуха.
Об авторе
А. Г. ПоповаРоссия
Попова Анна Генариевна, ведущий специалист Группы по работе на электронных торговых площадках
Список литературы
1. Межибовский И. Начало начал // Автомир. – 2005. – № 3. – С. 3.
2. Воробьев-Обухов А., Карпенков А. На голубом газу // За рулем. – 2005. – № 5. – С. 220–224.
3. Франтковский З.Б. Бензин – хорошо, а газ, особенно природный, лучше! // Огни Камы. – 2002. – № 146 (5895).
4. Зуев А.И. Зарубежные тенденции газомоторного рынка // ТЭК России. – 2020. – № 7. – URL: https://www.cdu.ru/tek_russia/issue/2020/7/781/.
5. Кравченко С.И., Богачев С.В. Имитационные стратегии в предпринимательской деятельности библиометрический анализ // Стратегические решения и риск-менеджмент. – 2023. – № 14 (1). – С. 40–47.
6. Даринская Л.А., Гуслина А.С. Библиометрический анализ как способ вхождения в проблему исследования (на примере понятия «самостоятельная работа студентов») // Вестник Санкт-Петербургского университета. – 2010. – Сер. 12. – Вып. 3. – С. 71–79.
7. Зуев А.И. Российский рынок ГМТ – есть куда расти // ТЭК России. – 2022. – № 9. – URL: https://www.cdu.ru/tek_russia/issue/2022/9/1064/.
8. Ling Ding, Jinxi Wu. Innovation Ecosystem of CNG Vehicles: A Case Study of Its Cultivation and Characteristics in Sichuan, China // Sustainability of Economic Growth: Combining Technology, Market and Society. – 2018. – 16 p.
9. Хатьков В.Ю., Иванов А.В., Саркисов А.С. Оценка макроэкономических последствий от реализации крупных проектов и программ использования природного газа в качестве моторного топлива в основных сегментах российского автотранспортного рынка // Проблемы экономики и управления нефтегазовым комплексом. – 2017. – № 11. – С. 26–32.
10. Вельниковский А.А. Имитационное моделирование инфраструктуры автомобильных газонакопительных компрессорных станций Санкт-Петербурга на основе районирования территории на кластеры // Вестник гражданских инженеров. – 2017. – № 4. – С. 137–140.
11. Фернандес Р. Развитие газомоторного рынка Латинской Америки // Транспорт на альтернативном топливе. – 2008. – № 6. – С. 16.
12. Кондратенко С.Е. Газомоторное топливо: подходы к формированию рынка на примере Германии и Аргентины // Газовая промышленность. – 2017. – № 1. – С. 46–54.
13. TIAX. U.S. and Canadian Natural Gas Vehicle Market Analysis: Compressed Natural Gas Infrastructure // America’s Natural Gas Alliance. – 2012. – 68 p.
14. Толмачев Д.И., Голубенко Н.В. Перспективы использования сжиженного природного газа в качестве моторного топлива на автотранспорте // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 3. – С. 1297–1301.
15. Aлексанков А.М. Перспективы использования газомоторного топлива в России // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. – 2019. – № 4 (118). – С. 96–99.
16. Ortega A., Gkoumas K., Tsakalidis A., Pekar F. Low-Emission Alternative Energy for Transport in the EU: State of Play of Research and Innovation // Alternative and Sustainable Fuels in the Transport Sector: The Challenge of Decarbonization. – 2021. – No. 14 (22). – 22 p.
17. Grzelak P., Taubert S. Error analysis of the normative calculation method of the exhaust emissions and fuel consumption in the vehicles fueled with gaseous fuels // Exhaust Emissions from Passenger Cars. – 2021. – No. 14 (7). – 13 p.
18. Qiu Y., Zhou S., Gu W., Ding S., Han G., Zhang K., Lv H. Multi-stage flexible planning of regional electricity-HCNG-integrated energy system considering gas pipeline retrofit and expansion // IET Renewable Power Generation. – 2022. – No. 16 (15). – 29 p.
19. Topal O., Nakir I. Total Cost of Ownership Based Economic Analysis of Diesel, CNG and Electric Bus Concepts for the Public Transport in Istanbul City // Energy Markets and Economics. – 2018. – No. 11 (9). – 17 p.
20. Петрова Н. Так ли экологичны электрокары? // Атомный эксперт. – 2019. – № 5. – URL: https://atomicexpert.com/electric_cars_ecology.
21. Евстифеев А.А., Ермолаев А.Е. Влияние холостых пробегов газовых городских автобусов на показатели производственно-хозяйственной деятельности // Транспорт на альтернативном топливе. – 2016. – № 4 (52). – С. 23–30.
Рецензия
Для цитирования:
Попова А.Г. Особенности становления мирового рынка компримированного природного газа в качестве газомоторного топлива. Казанский экономический вестник. 2024;1(1):59-67.
For citation:
Popova A.G. Features of the formation of the world market for compressed natural gas as motor fuel. Kazan economic vestnik. 2024;1(1):59-67. (In Russ.)