Управление современной образовательной миграцией: опыт Татарстана
Аннотация
В статье изучены ведущие субъекты современного образовательного миграционного баланса на региональном уровне посредством анализа данных о числе абитуриентов из стран ближнего и дальнего зарубежья, поступивших в вузы Республики Татарстан. Выявлены преобладающие страны-поставщики образовательных мигрантов в Республику Татарстан. Выделены приоритетные направления обучения в Казанском федеральном университете (КФУ), а также институты-лидеры по числу студентов-иностранцев в составе КФУ. Проанализированы данные подготовительного факультета для иностранных учащихся КФУ за 2021–2023 гг. по направлениям обучения и географии стран исхода образовательных мигрантов.
Цель исследования заключается в оценке динамики поступления абитуриентов в ведущие вузы Татарстана на примере г. Казани посредством системно-структурного анализа и сравнительно-аналитического метода.
В работе были использованы данные мониторинга международной деятельности Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, Министерства образования и науки Республики Татарстан, данные подготовительного факультета для иностранных учащихся КФУ. Перспективы трудоустройства выпускников на рынке труда в стране после окончания обучения и гибкость образовательных программ помогают сделать выбор в пользу определенных направлений, например, в КФУ наиболее востребованным является медико-биологическое направление (более 50 % от всех направлений). В КФУ иностранцы среди специальностей отдают предпочтение лечебному делу, стоматологии, лингвистике и менеджменту.
Об авторах
Ч. И. ИльдархановаРоссия
Чулпан Ильдусовна Ильдарханова, доктор социологических наук, заведующий кафедрой
кафедра медицинской демографии
Казань
Н. М. Биктимиров
Россия
Нияз Миннахматович Биктимиров, кандидат географических наук, доцент, заведующий кафедрой
кафедра сервиса и туризма
Казань
А. Р. Мухаметов
Россия
Айрат Ринатович Мухаметов, кандидат географических наук, старший преподаватель, декан
подготовительный факультет для иностранных учащихся
Казань
Г. Н. Ершова
Россия
Гузель Николаевна Ершова, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник
Казань
Список литературы
1. Волох В.А., Гришаева С.А. Международная образовательная миграция в современной России: особенности, проблемы и перспективы // Социальная политика и социология. – 2017. – Т. 16. – № 1 (120). – С. 80–87. – EDN: YKVCPH.
2. Демографический доклад – 2022. Социодемографический капитал Республики Татарстан в контексте национальной безопасности (2019–2021 гг.) / под ред. Ч.И. Ильдархановой. - Казань: Издательство Академии наук Республики Татарстан, 2022. – 352 с. – EDN: GEISRA.
3. Замотин М.П. Образовательная миграция в миграционных исследованиях российских авторов // Дискурс. – 2016. – № 5. – С. 77–86. – EDN: XAMFTP.
4. Ислакаева Г.Р. Образовательная межрегиональная миграция: причины и социально-экономические следствия // Уровень жизни населения регионов России. – 2016. – № 3 (201). – С. 77–88. – EDN: XCGSJL.
5. Капезина Т.Т. Проблемы обучения иностранных студентов в российском вузе // Наука. Общество. Государство. – 2014. – № 1 (5). – С. 129–138. – EDN: TFWFJJ.
6. Маяковская А.В. Образовательная миграция и практики социальной адаптации иногородних студентов (на примере города Казань) // Казанский социально-гуманитарный вестник. – 2022. – № 5 (56). – С. 46–51. – DOI: 10.26907/2079-5912.2022.5.46-51. – EDN: PAKBVS.
7. Николаев В.К. Экспорт образования в вузах России в условиях новой реальности // Высшее образование в России. – 2022. – Т. 31. – № 2. – С. 149–166. – EDN: NYVDVA.
8. Рязанцев С.В., Письменная Е.Е., Храмова М.Н. Формирование миграционного потенциала соотечественников в странах Центральной Азии // Народонаселение. – 2015. – № 4 (70). – С. 58–67. – EDN: VKQTDF.
9. Рязанцев С.В., Письменная Е.Е. Международная трудовая миграция в Россию // Международные процессы. – 2019. – Т. 17. – № 4 (59). – С. 65–83. – EDN: UUVXRR.
10. Щербакова Е.М. Миграция в России, предварительные итоги 2022 г. // Демоскоп Weekly. – 2023. – № 983–984. – EDN: AGTCGH.
Рецензия
Для цитирования:
Ильдарханова Ч.И., Биктимиров Н.М., Мухаметов А.Р., Ершова Г.Н. Управление современной образовательной миграцией: опыт Татарстана. Казанский экономический вестник. 2024;1(2):18-28.
For citation:
Ildarkhanova Ch.I., Biktimirov N.M., Mukhametov A.R., Ershova G.N. Management of modern educational migration: the experience of Tatarstan. Kazan economic vestnik. 2024;1(2):18-28. (In Russ.)