Виртуальная и дополненная реальность как двигатель экономики впечатлений
Аннотация
В данной статье автором рассмотрены мировой и российский рынки технологий виртуальной и дополненной реальности, их влияние на экономику впечатлений. Исследование направлено на изучение новых цифровых технологий для того, чтобы понять, какие выгоды может из этого извлечь мировая экономика. В работе также рассмотрены перспективы применения новых технологий в России. Дается определение понятий «экономика впечатлений» и «виртуальная и дополненная реальность». Представлена оценка возможного экономического влияния на разные индустрии, связанные с VR/AR-технологиями: ритейл, туризм, образование, здравоохранение, строительство и т. д. Определено, что российский рынок берет вектор развития, следуя за общемировыми тенденциями; наблюдается большой спрос на VR/AR-технологии в мире. Одной из главных сфер востребованности VR/AR-технологий в России является сегмент развлечений; цифровые технологии также довольно широко внедряются в строительную, культурную, образовательную сферы. В эпоху экономики впечатлений существенным фактором в поведении потребителя становится уход от реального мира к виртуальному, где человек испытывает эстетическое удовольствие от наблюдения и ощущений, что влечет за собой развитие мирового рынка VR/AR-технологий.
Об авторе
М. Н. КашаповРоссия
Кашапов Марат Наилевич, аспирант
Список литературы
1. Пайн II Б.Дж., Гилмор Дж.Х. Экономика впечатлений. Работа – это театр, а каждый бизнес – сцена. М.: Вильямс, 2005. 304 с.
2. Антонова А.Б., Иванов Е.А., Дубинина К.О. Интерактивные информационные технологии как ключевой тренд развития индустрии туризма // Экономика. Право. Инновации. 2016. № 2. С. 47–51.
3. Денисова Т.С., Осипов А.А. Обзор VR/AR-технологий и эффекты от их развития в РФ // Молодежная школа-семинар по проблемам управления в технических системах имени А.А. Вавилова. 2020. Т. 1. С. 8–11.
4. Колодняя Г.В. Экономика впечатлений: потенциал развития в условиях информационного общества // Экономика. Налоги. Право. 2022. Т. 15, № 2. С. 17–24.
5. Щурина С.В. Экономика впечатлений как способ реагирования на вызовы современного мира // Экономика. Налоги. Право. 2022. Т. 15, № 2. С. 25–37.
6. Петрова Л.А., Кузнецова Т.Е. Цифровые технологии в экономике и бизнесе // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. 2020. № 2. С. 74–89.
7. Брижак О.В., Новиков В.С. Виртуальная реальность современных социально-экономических трансформаций: концептуальные основы и теоретические основания // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3: Экономика. Экология. 2020. Т. 22, № 2. С. 6–16.
8. Harrison P., Raison N., Abe T. et al. The Validation of a Novel Robot-Assisted Radical Prostatectomy Virtual Reality Module // Journal of Surgical Education. 2018. Vol. 75, Is. 3. P. 758–766.
9. Rauschnabel Ph.A., Rossmann A., tom Dieck M.C. An adoption framework for mobile augmented reality games: The case of Pokemon GO // Computers in Human Behavior. 2017. Vol. 76. P. 276–286.
10. Ivanova A.V. VR & AR Technologies: Opportunities and Application Obstacles // Strategic Decisions and Risk Management. 2018. No. 3. P. 88–107.
11. Borgohain D.J., Bhanage, D.A., Verma M.K., Pawar A.V. Global research trends in augmented reality: scientometric mapping based on Scopus database // Information Discovery and Delivery. 2022. Vol. 50, Is. 4. P. 387–403.
12. Popescu G.H., Valaskova K., Horak J. Augmented Reality Shopping Experiences, Retail Business Analytics, and Machine Vision Algorithms in the Virtual Economy of the Metaverse // Journal of Self-Governance & Management Economics. 2022. Vol. 10, Is. 2. P. 67–81.
13. Seeing is believing // PwC. URL: https://www.pwccn.com/en/tmt/economic-impact-of-vr-ar.pdf/ (дата обращения: 25.04.2023).
Рецензия
Для цитирования:
Кашапов М.Н. Виртуальная и дополненная реальность как двигатель экономики впечатлений. Казанский экономический вестник. 2023;1(2):93-97.
For citation:
Kashapov M.N. Virtual and augmented reality as a driver of the experience economy. Kazan economic vestnik. 2023;1(2):93-97. (In Russ.)