Preview

Казанский экономический вестник

Расширенный поиск

Модель мотивационного процесса в студенческой среде

Аннотация

Формирование академической мотивации у студентов становится острой проблемой высшего учебного заведения. Мотивация является важным условием успешного освоения студентами необходимых компетенций, получения профессиональных умений и навыков. Формирование мотивации и сохранения интереса к обучению зависит и от преподавателя. Формирование мотивации – это использование различных форм, методов обучения и организации образовательной деятельности на основе возможностей, склонностей, способностей обучающихся. Преподаватель должен тонко ощущать грань между внутренней и внешней мотивацией. Преподавателю необходимо помочь студенту: 1) в правильности постановки академических целей, безошибочно сопоставлять данные цели со своим возможностями; 2) определить четкие действия, которые можно совершить в настоящее время, чтобы затем добиться поставленных перед собой целей; 3) научиться понимать и определять, насколько его желаемые действия приближают к цели.
В статье представлена адаптированная модель мотивационного процесса в студенческой среде, основанная на ситуационной теории П. Херси и К. Бланшара, представлена динамика рискованности мотивации студентов в образовательном процессе и разработана карта общих рисков, которые возникают в ходе реализации предлагаемой модели мотивационного процесса, где выделены внутренние и внешние риски.

Об авторах

Л. Г. Набиева
Казанский (Приволжский) федеральный университет
Россия

Набиева Лариса Георгиевна, кандидат экономических наук, доцент



Е. Н. Гарипова
Казанский (Приволжский) федеральный университет
Россия

Гарипова Екатерина Николаевна, кандидат экономических наук, доцент



А. В. Большов
Казанский (Приволжский) федеральный университет
Россия

Большов Алексей Васильевич, кандидат экономических наук, доцент



Е. Н. Кулик
Казанский (Приволжский) федеральный университет
Россия

Кулик Елена Николаевна, кандидат экономических наук, доцент



А. С. Насибуллина
Казанский (Приволжский) федеральный университет
Россия

Насибуллина Алия Сердаровна, ассистент



Д. Ш. Шакирова
Казанский (Приволжский) федеральный университет
Россия

Шакирова Динара Шамилевна, старший преподаватель



Список литературы

1. Мескон М.Х, Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Вильямс, 2008. – 473 с.

2. Гарипова Е.Н, Набиева Л.Г., Шакирова Д.Ш. и др. Исследование особенностей формирования академической мотивации студентов // Казанский экономический вестник. – 2022. – № 2 (58). – С. 109–122.

3. Ситуационная теория лидерства: концепции, модели, личностные. – 2019. – URL: https://miiinfo.ru/strahi-i-fobii/situatsionnaya-teoriya-liderstvakontseptsii-modeli-lichnostnye.html/ (дата обращения: 18.02.2022).

4. Maloshonok N.G., Semenova T.V., Terentiev E.A. Educational motivation of students of Russian universities: the possibility of theoretical understanding // Educational Issues. – 2015. – No. 3. – P. 92–121.

5. Bassili J.N. Motivation and Cognitive Strategies in the Choice to Attend Lectures or Watch Them Online // Journal of Distance Education. – 2008. – Vol. 22. – No. 3. – P. 129–148.

6. Masalimova A.R., Kotryakhov N.V., Sizova Z.M., Kurbanov R.A. Development of University Students Motivation with the Help of E-learning. Elementary Education Online (EEO). – 2019. – Vol. 18. – No. 3. – P. 1030–1042.

7. Тэн Ю. Мотивация учебной деятельности // Сибирский психологический журнал (СПЖ). – 2008. – № 30. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/motivatsiya-uchebnoy-deyatelnosti/ (дата обращения: 18.02.2022).

8. Dobrovska D., Hřebačkova M. Encouraging mature age students to study English // INTED 2020 Proceedings. – 2020. – P. 510–515.

9. Alhadabi A., Karpinski A.C. Grit, self-efficacy, achievement orientation goals, and academic performance in University students // International Journal of Adolescence and Youth. – 2020. – Vol. 25. – Is. 1. – P. 519–535.

10. Эдгар С., Карр С.Э., Коннотон Дж., Челенца А. Мотивация студентов к обучению: является ли вера в себя ключом к переходу и успеваемости на первом курсе программы бакалавриата по медицинским профессиям? // BMC Medical Education. – 2019. – No. 19. – P. 111. – URL: https://doi.org/10.1186/s12909-019-1539-5/ (дата обращения: 18.02.2022).

11. Okada A., Sheehy K. Factors and Recommendations to Support Students’ Enjoyment of Online Learning with Fun: A Mixed Method Study During COVID-19 // Frontiers in Education. – 2020. – Vol. 5. – No. 584351.


Рецензия

Для цитирования:


Набиева Л.Г., Гарипова Е.Н., Большов А.В., Кулик Е.Н., Насибуллина А.С., Шакирова Д.Ш. Модель мотивационного процесса в студенческой среде. Казанский экономический вестник. 2022;(4):39-48.

For citation:


Nabieva L.G., Garipova E.N., Bolshov A.V., Kulik E.N., Nasibullina A.S., Shakirova D.Sh. Motivational process model in the student environment. Kazan economic vestnik. 2022;(4):39-48. (In Russ.)

Просмотров: 41


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2305-4212 (Print)