Preview

Казанский экономический вестник

Расширенный поиск

Трансформация высшего образования в условиях цифровизации

Аннотация

В статье представлен обзор теоретических и эмпирических подходов к исследованию изменений, возникающих в сфере образования в связи с цифровизацией. Рассмотрены факторы современной системы высшего образования: использование технологии смешанного обучения, внедрение массовых открытых онлайн-курсов в образовательный процесс, разработка вузами собственной платформы для цифровых образовательных ресурсов, глобализация знаний путем освоения внешних онлайн-курсов, внедрение в учебные программы элементов онлайн-обучения. Методы исследования – статистический анализ и эконометрическое моделирование. Эмпирическую базу составили результаты выборочных наблюдений Федеральной службы государственной статистики. В статье рассмотрены основные тенденции в трудоустройстве выпускников с разбивкой на уровни образования и по разным специальностям. На основе анализа построенной модели было определено влияние цифровизации, безработицы, регионального экономического развития и заработной платы на удельный вес трудоустроившихся выпускников образовательных организаций. Цифровизация и связанные с ней процессы особенно значимы для молодежи, которая выходит на рынок труда. В результате проведенного анализа выделены факторы, оказывающие влияние на успешность выпускников на рынке труда, даны рекомендации по трансформации подготовки выпускников в условиях цифровой экономики.

Об авторах

О. В. Юрьева
Казанский (Приволжский) федеральный университет
Россия

Юрьева Оксана Владимировна, кандидат социологических наук, доцент кафедры управления человеческими ресурсами



Н. И. Ларионова
Казанский (Приволжский) федеральный университет
Россия

Ларионова Наталия Ивановна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории и эконометрики



О. Ю. Кукушкина
Казанский (Приволжский) федеральный университет
Россия

Кукушкина Ольга Юрьевна, кандидат социологических наук, доцент кафедры управления человеческими ресурсами



Список литературы

1. Bonfield C.A., Salter M., Longmuir A., Benson M., Adachi C. Transformation or evolution?: Education 4.0, teaching and learning in the digital age // Higher Education Pedagogies. – 2020. – Vol. 5. – Is. 1. –P. 223–246.

2. Castro R. Blended learning in higher education: Trends and capabilities // Education and Information Technologies. – 2019. – Vol. 24. – Is. 4. – P. 2523–2546.

3. Cronin C. Openness and praxis: Exploring the use of open educational practices in higher education International Review of Research in Open and Distance Learning. – 2017. – Vol. 18. – Is. 5. – P. 15–34.

4. Garcia-Penalvo F.J., Corell A. The COVID-19: The enzyme of the digital transformation of teaching or the reflection of a methodological and competence crisis in higher education? // Campus Virtuales. – 2020. – Vol. 9. – Is. 2. – P. 83–98.

5. Goel M. Impact of digitalization on employability of faculties in education sector in India during 2021 // International Journal of Engineering Applied Sciences and Technology. – 2021. – Vol. 6. – Is. 7. – P. 187–193.

6. Ivanova I.A., Pulyaeva V.N., Vlasenko L.V., Gibadullin A.A., Sadriddinov M.I. Digitalization of organizations: Current issues, managerial challenges and socio-economic risks // Journal of Physics: Conference Series. – 2019. – No. 1399 (3).

7. Lai H.-M., Hsiao Y.-L., Hsieh P.-J. The role of motivation, ability, and opportunity in university teachers’ continuance use intention for flipped teaching // Computers and Education. – 2018. – Vol. 124. – P. 37–50.

8. Lambert S.R. Do MOOCs contribute to student equity and social inclusion? A systematic review 2014–2018 // Computers and Education. – 2020. – No. 145.

9. Li L. Education supply chain in the era of Industry 4.0 // Systems Research and Behavioral Science. – 2020. – Vol. 37. – Is. 4. – P. 579–592.

10. Blau I., Shamir-Inbal T. Re-designed flipped learning model in an academic course: The role of co-creation and co-regulation // Computers and Education. – 2017. – Vol. 115. – P. 69–81.

11. Lizcano D., Lara J.A., White B., Aljawarneh S. Blockchain-based approach to create a model of trust in open and ubiquitous higher education // Journal of Computing in Higher Education. – 2020. – Vol. 32. – Is. 1. – P. 109–134.

12. Mehmood R., Alam F., Albogami N.N. UTiLearn: A Personalised Ubiquitous Teaching and Learning System for Smart Societies // IEEE Access. – 2017. – P. 2615–2635.

13. Mhlanga D., Moloi T. COVID-19 and the digital transformation of education: What are we learning on 4IR in South Africa? // Education Sciences. – 2022. – Vol. 10. – Is. 7. – P. 1–11.

14. Papadakis S., Zaranis N., Kalogiannakis M. Parental involvement and attitudes towards young Greek children's mobile usage // International Journal of Child-Computer Interaction. – 2019. – No. 22. – P. 100–144.

15. Rapanta C., Botturi L., Goodyear P., Guardia L., Koole M. Online University Teaching During and After the COVID-19 Crisis: Refocusing Teacher Presence and Learning Activity // Postdigital Science and Education. – 2020. – Vol. 2. – Is. 3. – P. 923–945.

16. Subhash S., Cudney E.A. Gamified learning in higher education: A systematic review of the literature // Computers in Human Behavior. – 2018. – Vol. 87. – P. 192–206.

17. Van Wart M., Roman A., Wang X., Liu C. Operationalizing the definition of e-leadership: identifying the elements of e-leadership // International Review of Administrative Sciences. – 2019. – Vol. 85. – Is. 1. – P. 80–97.

18. Vlachopoulos D., Makri A. The effect of games and simulations on higher education: a systematic literature review // International Journal of Educational Technology in Higher Education. – 2017. – Vol. 14. – Is. 1. – P. 22–28.


Рецензия

Для цитирования:


Юрьева О.В., Ларионова Н.И., Кукушкина О.Ю. Трансформация высшего образования в условиях цифровизации. Казанский экономический вестник. 2022;(4):49-58.

For citation:


Yur’eva O.V., Larionova N.I., Kukushkina O.Yu. Transformation of higher education in the context of digitalization. Kazan economic vestnik. 2022;(4):49-58. (In Russ.)

Просмотров: 22


ISSN 2305-4212 (Print)