Preview

Казанский экономический вестник

Расширенный поиск

Модификация модели координации сферы высшего образования

Аннотация

Актуальность проведения анализа результатов модификации порядка распределения контрольных цифр приема в образовательные организации обусловлена необходимостью сокращения дисбалансов, формирующихся вследствие сочетания принципов рыночной и иерархической координации сферы высшего образования. Целью статьи является методологический анализ нового порядка распределения контрольных цифр приема с позиции преодоления указанных дисбалансов. Актуализация модели, во-первых, в части введения коэффициентов роста и приоритетности территориального развития позволяет компенсировать недостаток количества бюджетных мест в соответствии с кадровыми потребностями региональных экономик; во-вторых, высокие значения коэффициента, характеризующего соотношение среднедушевых доходов и прожиточного, используются для оценки возможностей снижения доли бюджетного финансирования совокупных расходов на высшее образование по направлениям подготовки, вызывающим ажиотажный спрос; в-третьих, применение коэффициента миграционного оттока населения предусматривается для оценки эффектов миграции выпускников и склонности оплачивать обучение, что оказывает влияние на долю финансирования федерального бюджета для региона в целом. В качестве метода определения результатов внедрения новой методологии используется сравнение распределения мест приема на бюджетные и платные места в высшие учебные заведения по данным 2020–2021 гг. Полученные результаты свидетельствуют о возможности преодоления дисбаланса, формируемого рыночной составляющей координации отношений в сфере высшего образования путем корректировки порядка распределения контрольных цифр приема между образовательными организациями.

Об авторах

С. В. Новиков
Уфимский государственный авиационный технический университет
Россия

Новиков Сергей Владимирович, кандидат экономических наук, профессор



А. Е. Плахин
Уральский государственный экономический университет
Россия

Плахин Андрей Евгеньевич, доктор экономических наук, доцент



Список литературы

1. Coleman M., DeLeire T. An economic model of locus of control and the human capital investment decision // Journal of Human Resources. – 2003. – Vol. 38. – No. 3. – P. 701–721.

2. George E.S. Positioning higher education for the knowledge –based economy // Higher education. – 2006. – Vol. 52. – No. 4. – P. 589–610.

3. Elliott D.S., Levin S.L., Meisel J.B. Measuring the economic impact of institutions of higher education // Research in Higher Education. – 1988. – Vol. 28. – No. 1. – P. 17 –33.

4. Габдрахманов Н.К., Лешуков О.В., Платонова Д.П. Обеспеченность бюджетными местами региональных систем высшего образования с учетом демографических трендов // Университетское управление: практика и анализ. – 2019. – Т. 23. – № 4. – С. 32–45.

5. Бровкина И.С. Механизмы планирования объемов контрольных цифр приема граждан техническим вузом // Качество образования: теория и практика оценки. – 2015. – С. 8–12.

6. Denisov A.S. et al. Staffing of sustainable rural development project management // Revista Espacios. – 2017. – Vol. 38. – No. 48. – P. 11–23.

7. Kulikov M.M., Dulin A.N., Dulin R.A. Staffing of cluster initiatives in Russia // The International Science and Technology Conference “FarEastСon”. – Cham: Springer, 2018. – P. 81–89.

8. Storper M. Territorial development in the global learning economy: the challenge to developing countries // Review of International Political Economy. – 1995. – Vol. 2. – No. 3. – P. 394–424.

9. Студников С.С. Высшее образование в России: расцвет экономического доминирования // Мир новой экономики. – 2021. – № 1. – С. 112–120.

10. Алпатов Г.Е. Последствия сокращения человеческого капитала в системе высшего образования // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент. – 2019. – № 2. – С. 36–41.

11. Фадеева И.М., Софронов Д.А. Траектории межрегиональных миграций выпускников вузов Приволжского федерального округа // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. – 2018. – № 1 (45). – С. 108–119.

12. Бюраева Ю.Г. Постобразовательная миграция выпускников вузов: траектории, факторы, намерения // ЭКО. – 2020. – № 10. – С. 147–167.

13. Антосик Л.В., Ивашина Н.В. Факторы и направления межрегиональной миграции выпускников вузов в России // Вопросы образования. – 2021. – № 2. – С. 107–125.

14. Davydiuk L., Kalinina S., Kovalevska V. Formation and development of the international labor market: methodological discussion // Sustainable development under the conditions of European integration. – 2019. – Part II. – P. 283.

15. Simai M., Moghadam V.M., Kuddo A. Global employment: an international investigation into the future of work. – N.Y.: United Nations University Press, 1995. – Vol. 1. – P. 247–256.

16. Постановление Правительства РФ от 15 октября 2021 г. № 1750 «Об утверждении Правил установления организациям, осуществляющим образовательную деятельность, контрольных цифр приема по профессиям, специальностям и направлениям подготовки и (или) укрупненным группам профессий, специальностей и направлений подготовки для обучения по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, а также по группам научных специальностей и (или) научным специальностям для обучения по программам подготовки научных и научно –педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».

17. Информация о правилах приема в вузы // Официальный сайт Министерства науки и высшего образования Российской Федерации. – URL: https://minobrnauki.gov.ru/abitur/ (дата обращения: 21.08.2022).


Рецензия

Для цитирования:


Новиков С.В., Плахин А.Е. Модификация модели координации сферы высшего образования. Казанский экономический вестник. 2022;(4):65-72.

For citation:


Novikov S.V., Plakhin A.E. Modification of the higher education coordination model. Kazan economic vestnik. 2022;(4):65-72. (In Russ.)

Просмотров: 11


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2305-4212 (Print)