Preview

Казанский экономический вестник

Расширенный поиск

Эволюция потребительского поведения в национальной экономике: тенденции и проблемы

Аннотация

В работе выделена специфика рационального, ограниченно рационального и иррационального экономического поведения индивидов и компаний на современном этапе развития хозяйственных процессов. Показано, что обеспечение рациональных форм потребительского поведения разных групп экономических субъектов в качестве доминантных является одной из стратегических задач государственной социально-экономической политики, в том числе в сфере образования и воспитания индивидов (финансовая грамотность, воспитание альтруизма, приоритет духовного потребления над материальным и т. п.). При этом рациональное потребительское поведение может быть сформировано с учетом дополненных нами классификационных признаков – такого рода поведение потребителей является обычно обоснованным, интегрированным, легальным и социально конструктивным. В работе рассмотрены особенности развития потребительского поведения в рамках наиболее типичных зарубежных моделей, таких, как американская, германская, японская, южнокорейская, бразильская, китайская и северно-корейская. Укрупненно оценена устойчивость такого рода моделей потребительского поведения к негативным изменениям, вызванным ситуацией пандемийного кризиса 2020–2021 гг. Осуществлен сравнительный анализ интенсивности потребительского поведения на индивидуальном, корпоративном и государственном уровне в указанных странах с национальной экономикой РФ (2020 г.). Доказано, что повышение уровня транспарентности экономической системы государства, устойчивое снижение значимости коррупционного риска являются значимыми факторами рационализации потребительского поведения в области государственного и муниципального заказа.

Об авторах

Г. Н. Исмагилова
Казанский (Приволжский) федеральный университет
Россия

Исмагилова Гульнара Наилевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры территориальной экономики



Г. Р. Махмудова
Казанский (Приволжский) федеральный университет
Россия

Махмудова Гулрух Равшанбековна, аспирант



Список литературы

1. Автономов В. Образ человека в политической экономии // M3 и МО. – 1990. – № 1. – С. 21.

2. Дорохов А.В. Проблемы развития потребительского поведения в России в условиях пандемии // Бизнес и финансы. – 2021. – № 4. – С. 34.

3. Россинская Г.М. Потребительское поведение населения региона (на примере Республики Башкортостан). – М.: Кнорус, 2009. – 127 с.

4. Россия и страны мира: статистический ежегодник. – М.: Федеральная служба государственной статистики, 2021. – 448 с.

5. Сафиуллин Л.Н. Общественное благосостояние в условиях неоднородности рынков. – Казань: Издательство Казанского университета, 2006. – 269 с.

6. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент. – М.: Маркетинг, 2020. – 885 с.

7. Нестерова О.А., Гайзатуллин Р.Р. Некоторые аспекты развития человеческого капитала в инновационной экономике // Экономические науки. – 2021. – № 6. – С. 104–109.

8. Леонтьев В.В. Экономические эссе: теории, исследования, факты и политика / пер. с англ. – М: Политиздат, 1990. – 414 c.

9. Вебер М. Избранные произведения / пер. с нем. – М.: Прогресс, 1990. – 808 c.

10. Грачева Т.А. Поведение экономического субъекта в условиях становления рыночных институтов: дис. ... канд. экон. наук. – М., 2005. – 165 с.

11. Blanc S., Massaglia S., Borra D., Mosso A., Merlino V.M. Animal welfare and gender: a nexus in awareness and preference when choosing fresh beef meat? // Journal of Animal Science. – 2020. – Vol. 19. – Is. 1. – P. 410–420.

12. Rondoni A., Asioli D., Millan E. Consumer behaviour, perceptions, and preferences towards eggs: A review of the literature and discussion of industry implications // Trends in Food Science and Technology. – 2020. – Vol. 106. – P. 391–401.

13. Testa F., Iovino R., Iraldo F. The circular economy and consumer behaviour: The mediating // Business Strategy and the Environment. – 2020. – Vol. 29. – Is. 8. – P. 391–401.

14. Nimri R., Patiar A., Jin X. The determinants of consumers’ intention of purchasing green hotel accommodation: Extending the theory of planned behavior // Journal of Hospitality and Tourism Management. – 2020. – Vol. 45. – P. 535–543.

15. Khanra S., Dhir A., Kaur P., Joseph R.P. Factors influencing the adoption postponement of mobile payment services in the hospitality sector during a pandemic // Journal of Hospitality and Tourism Management. – 2020. – Vol. 46. – P. 26–39.


Рецензия

Для цитирования:


Исмагилова Г.Н., Махмудова Г.Р. Эволюция потребительского поведения в национальной экономике: тенденции и проблемы. Казанский экономический вестник. 2022;(1):21-28.

For citation:


Ismagilova G.N., Makhmudova G.R. Evolution of consumer behavior in the national economy: trends and problems. Kazan economic vestnik. 2022;(1):21-28. (In Russ.)

Просмотров: 19


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2305-4212 (Print)