Модели креативной трансформации индустриальных территорий: российский опыт
Аннотация
В статье рассмотрены подходы к определению креативных индустрий в контексте российской креативной экономики. Региональная и муниципальная специфика креативных индустрий выявлена на основе результатов исследований российских авторов во взаимосвязи со стратегическими документами развития территорий, включающих в качестве приоритетных направлений развитие креативных индустрий, формирование креативного класса, решение проблем удержания талантов через трансформацию экономики. В статье выявлен ряд регионов и городов, постулирующих в стратегических документах социально-экономического развития в качестве одного из направлений рост вклада секторов креативной экономики, показаны особенности выделения креативных индустрий в рассматриваемых документах. В статье показано, что большинство российских исследователей фокусируются на анализе тех регионов и городов, в которых имеется потенциал развития креативной экономики, есть возможности финансирования креативных проектов и поддержка органов власти, что подтверждается наличием отдельных направлений в стратегических документах, утвержденных региональных законов или концепций развития креативной экономики. В статье представлены результаты исследований регионального и муниципального уровня, которые преимущественно фокусируются на направлениях развития креативных индустрий с учетом территориальных особенностей историко-культурной, социальной, экономической сфер, фактора климатических условий.
Об авторах
И. Д. ТургельРоссия
Тургель Ирина Дмитриевна, доктор экономических наук, профессор, директор Школы экономики и
менеджмента Института экономики и управления, заведующая кафедрой теории, методологии и правового обеспечения государственного и муниципального управления, главный редактор журнала “R-Economy”
К. В. Чукавина
Россия
Чукавина Кристина Владимировна, директор Центра региональных экономических исследований,
старший преподаватель кафедры экономики
В. В. Дербенева
Россия
Дербенева Валентина Валерьевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры теории, методологии и правового обеспечения государственного и муниципального управления
З. В. Новокшонова
Россия
Новокшонова Злата Владиславовна, студент кафедры финансового и налогового менеджмента, делопроизводитель Центра поддержки научной деятельности Института экономики и управления
Список литературы
1. Кузнецова Н.В. Новая парадигма современности – креативная экономика // Азиатско-Тихоокеанский регион: экономика, политика, право. – 2022. – Т. 24. – № 1. – С. 15–37. – DOI: 10.24866/1813-3274/2022-1/15-37. – EDN: EIZWXT.
2. Колодняя Г.В. Экономика впечатлений: потенциал развития в условиях информационного общества // Экономика. Налоги. Право. – 2022. – Т. 15. – № 2. – С. 17–24. – DOI: 10.26794/1999-849X-2022- 15-2-17-24. – EDN: CMLMRQ.
3. Кореньков А.О. Инфраструктурные факторы развития креативных индустрий // Инновации и инвестиции. – 2022. – № 3. – С. 182–186. – EDN: LFZWCQ.
4. Залевская М.А., Морданов М.А. Состояние и перспективы развития креативных индустрий: опыт Югры // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. – 2022. – № 1. – С. 77–91. – DOI: 10.24412/2071-6435-2022-1-77-91. – EDN: OTSHWI.
5. Chan A., Cheung E., Wong I. Revitalizing industrial buildings in Hong Kong – A case review // Sustainable Cities and Society. – 2015. – No. 15. – P. 57–63. – DOI: 10.1016/j.scs.2014.10.004.
6. Боровинская Д.Н., Залевская М.А., Морданов М.А. Стратегические инструменты развития креативных индустрий в регионе / // Социально-гуманитарные знания. – 2022. – № 3. – С. 377–389. – DOI: 10.34823/SGZ.2022.3.51827. – EDN: WXYJGK.
7. Moral-Moral M., Fernandez-Alles M.T. Perceptions of the local resident to industrial tourism as sustainable development model // Revista de Estudios Regionales. – 2019. – Vol. 114. – P. 45–69.
8. Гущина Е.Г., Тарабанова Е.В. Креативные индустрии: новые возможности для развития российских городов и регионов // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3. Экономика. Экология. – 2022. – Т. 24. – № 1. – С. 91–104. – DOI: 10.15688/ek.jvolsu.2022.1.9. – EDN: LEFVJV.
9. Гамбеева Ю.Н., Смей В.М. Роль креативных индустрий в социально-экономическом развитии территории // Вестник Челябинского государственного университета. – 2021. – № 6 (452). – С. 89–96. – DOI: 10.47475/1994-2796-2021-10610. – EDN: BQKZJH.
10. Ковалева Е.Н. Креативный сектор экономики Москвы: тенденции и направления развития // Вестник РГГУ. Серия: Экономика. Управление. Право. – 2022. – № 1. – С. 67–81. – DOI: 10.28995/2073-6304- 2022-1-67-81. – EDN: GJSYDC.
11. Прохоров С.И. Формирование креативного пространства в современном мегаполисе // Вестник РГГУ. Серия: Философия. Социология. Искусствоведение. – 2021. – № 1 (24). – С. 100–110. – DOI: 10.28995/2073-6401-2021-1-100-110. – EDN: XPAAKL.
12. Бархатов В.И., Дьяченко О.В. Инновационно-креативная экономика как альтернативный путь деиндустриализации экономики России // Журнал экономической теории. – 2013. – № 3. – С. 18–26. – EDN: RDDCJZ.
13. Руднева К.С. Модернизация промышленного сектора экономики: ключевые характеристики, подходы и этапы // Вектор экономики. – 2021. – № 3 (57). – EDN: WOKXZV.
14. Лукин Е.В., Мельников А.Е. Модернизация промышленного сектора экономики старопромышленных регионов СЗФО // Проблемы развития территории. – 2017. – № 5 (91). – С. 32–43. – EDN: ZHVGGJ.
15. Каверина Н.А., Гретченко А.И., Гретченко А.А. Современное развитие креативных индустрий в России (опыт столицы и регионов) // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. – 2019. – № 1 (75). – С. 58– 64. – EDN: ZAYADJ.
16. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2021 г. № 2613-р «Об утверждении Концепции развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 года». – М., 2021.
17. Региональный закон от 27 июля 2020 г. № 70- оз «О креативных индустриях в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре». – Ханты-Мансийск, 2020.
18. Концепция развития креативной экономики Республики Саха (Якутия) до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) от 27 декабря 2019 г. № 1736-р). – Якутск, 2019.
19. Постановление Правительства Новосибирской области от 8 июня 2021 г. № 212-п «Об утверждении Концепции развития креативных индустрий в Новосибирской области». – Новосибирск, 2021.
20. Постановление Правительства Нижегородской области от 21 декабря 2018 г. № 889 «Стратегия социально-экономического развития Нижегородской области до 2035 года». – Н. Новгород, 2018.
21. Закон Тюменской области от 24 марта 2020 г. № 23 «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Тюменской области до 2030 года». – Тюмень, 2020.
22. Постановление от 28 декабря 2018 г. № 668-па «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Приморского края до 2030 года». – Владивосток, 2018.
23. Закон Краснодарского края от 21 декабря 2018 г. № 3930-КЗ «О Стратегии социально-экономического развития Краснодарского края до 2030 года». – Краснодар, 2018.
24. Закон Республики Татарстан от 17 июня 2015 г. (с изменениями от 25 декабря 2019 г.) № 40-ЗРТ «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года». – Казань, 2015.
25. Решение городской Думы Краснодара от 19 ноября 2020 г. № 4 п. 10 «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития муниципального образования город Краснодар до 2030 года». – Краснодар, 2020.
26. Закон Новгородской области от 4 апреля 2019 г. № 394-ОЗ «О Стратегии социально-экономического развития Новгородской области до 2026 года». – Великий Новгород, 2019.
27. Закон Воронежской области от 20 декабря 2018 г. № 168-ОЗ «О Стратегии социально-экономического развития Воронежской области на период до 2035 года». – Воронеж, 2018.
28. Закон Санкт-Петербурга от 19 декабря 2018 г. (с изменениями от 26 ноября 2020 г.) № 771-164 «О Стратегии социально-экономического развития Санкт-Петербурга на период до 2035 года». – СПб., 2018.
29. He J.-L., Gebhardt H. Space of Creative Industries: A Case Study of Spatial Characteristics of Creative Clusters in Shanghai // European Planning Studies. – 2014. – Vol. 22. – Is. 11. – P. 2351–2368. – DOI: 10.1080/09654313.2013.837430.
30. Sepe M. Place Identity and Creative District Regeneration: The Case of 798 in Beijing and M50 in Shanghai Art Zones // METU Journal of the Faculty of Architecture. – 2018. – No. 35 (2). – P. 151–171. – DOI: 10.4305/METU.JFA.2017.2.15.
31. Yang X. Industrial heritage tourism development and city image reconstruction in Chinese traditional industrial cities: a web content analysis // Journal of Heritage Tourism. – 2016. – P. 267–280. – DOI: 10.1080/1743873X.2016.1236800.
32. Sanchez-Moral S. A new Urban civility. Cognitive capitalism, habitus and gentrification [Ante una nueva civilidad Urbana. Capitalismo cognitivo, habitus y gentrificacion] // Town Planning Review. – 2017. – No. 88 (1). – P. 93–107. – DOI: 10.3828/tpr.2017.8.
33. Sanchez Belando M.V. Building alternatives to the creative turn in Barcelona: The case of the socio-cultural centre Can Batllo // City Culture and Society. – 2017. – No. 8. – P. 35–42. – DOI: 10.1016/j.ccs.2016.11.001.
34. Cudny W. The role of festivals in the development of a post-socialist city – Łodź case study // Springer Geography. – 2016. – P. 119-152. – DOI: 10.1007/978-3-319-31997-1.
35. Аюпова И.Х. Креативные индустрии и культурная идентичность: инструменты взаимного продвижения на примере Республики Татарстан // Журнал Новой экономической ассоциации. – 2022 – № 2 (54). – С. 229–234. – DOI: 10.31737/2221-2264-2022-54-2-14.
36. Мартиросян Г.С. Анализ тенденций развития креативной индустрии в Республике Татарстан // Научное обозрение. – 2017. – № 16. – С. 88–90. – EDN: ZQLAST.
37. Иванова М.В. Развитие отраслей креативной сферы как направление повышения региональной конкурентоустойчивости // Московский экономический журнал. – 2022. – Т. 7. – № 10. – DOI: 10.55186/2413046X_2022_7_10_588. – EDN: KZUMQW.
38. Маленко И.С. Креативные индустрии. Опыт Новгородской области // Вестник Ивановского государственного университета. Серия: Экономика. – 2020. – № 4 (46). – С. 24–28. – EDN: TVUJMC.
39. Самсонов В.С., Шершень И.В. Специфика формирования креативного пространства в моногородах Воронежской области // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-2. – С. 455. – EDN: UZJENX.
40. Клочко Е.Н., Коваленко Л.В. Перспективы развития креативной индустрии Краснодарского края в контексте реализации региональной этноэкономической политики // Современная культура: проблемы истории и технологии развития: материалы Всероссийской конференции с международным участием в рамках Всероссийского фестиваля науки “НАУКА 0+” (Смоленск, 22 октября 2021 г.). – Смоленск: Смоленский государственный институт искусств, 2021. – С. 94–99. – EDN: QQWROQ.
41. Лазарев Г.И., Андреев В.А., Шкробот А.Р. Влияние сектора креативной индустрии на инновационное развитие экономики Приморского края // Креативная экономика. – 2020. – Т. 14. – № 11. – С. 2909–2922. – DOI: 10.18334/ce.14.11.111087. – EDN: PYSJQM.
42. Николаева И.В., Иванова Л.Д., Ван-Чу-Лин А.Т. Креативная экономика Республики Саха (Якутия): перспективы развития // Вестник Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова. Серия: Экономика. Социология. Культурология. – 2022. – № 3 (27). – С. 46–54. – DOI: 10.25587/SVFU.2022.74.80.004. – EDN: OJIWRA.
43. Клейман А.А., Бабанчикова О.А. Теория и практика развития креативных индустрий и создания креативных кластеров в туристской дестинации (на примере Санкт-Петербурга) // Вестник Национальной академии туризма. – 2017. – № 2 (42). – С. 21–29. – EDN: YTODOF.
44. Стуглев А.А., Ходько С.Т., Любенова А.М. Креативная экономика и индустрия событий. Значение для экономики города // Креативная экономика. – 2021. – Т. 15. – № 1. – С. 117–136. – DOI: 10.18334/ce.15.2.111544. – EDN: JFGYTM.
45. Симонов М.Г. Актуальные проблемы экосистем в креативных индустриях города Краснодара // Социально-культурная деятельность: векторы исследовательских и практических перспектив: материалы Международной научно-практической конференции (Казань, 20–21 мая 2022 г.) / науч. ред.: Р.Ш. Ахмадиева, П.П. Терехов, Р.С. Гарифуллина. – Казань: Казанский государственный институт культуры, 2022. – С. 318–323. – EDN: NPWDLM.
Рецензия
Для цитирования:
Тургель И.Д., Чукавина К.В., Дербенева В.В., Новокшонова З.В. Модели креативной трансформации индустриальных территорий: российский опыт. Казанский экономический вестник. 2023;1(1):62-73.
For citation:
Turgel I.D., Chukavina K.V., Derbeneva V.V., Novokshonova Z.V. Models of creative transformation of industrial territories: russian experience. Kazan economic vestnik. 2023;1(1):62-73. (In Russ.)