Preview

Казанский экономический вестник

Расширенный поиск
№ 1 (2023)
Скачать выпуск PDF

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ

5-10 37
Аннотация

В современных условиях степень риска возрастает по мере нарастания неопределенности, а также в связи с быстрой изменчивостью экономической ситуации в стране в целом и на инвестиционном рынке в частности. Создание комплексной и эффективной системы управления инвестиционными рисками является одним из ключевых факторов коммерческого успеха любой организации. Данная статья посвящена изучению особенностей оценки рисков инвестиционных проектов. Целью данной статьи является выявление ключевых закономерностей, определяющих особенности оценки рисков как основного элемента инвестиционных проектов, а также проведение сравнительного анализа с помощью качественных методов управления рисками. В частности, в статье обращено внимание на преимущества и недостатки конкретных качественных методов, определены показатели эффективности применения этих методов и показаны основные различия между ними. Обсуждения в работе носят в основном теоретический характер, а проблемы представлены в синтетическом виде. Следует, однако, отметить, что автор также указывает на практическую ценность некоторых из рассматриваемых методов. Обосновывается вывод, что инвестиционный проект считается эффективным, если его доходность и риск сбалансированы в приемлемой для участника проекта пропорции. Чтобы обеспечить точное изложение проблем, был использован обзор литературы и метод дедукции.

11-18 30
Аннотация

В статье систематизированы и проанализированы базовые подходы к организации и осуществлению управления репутационным капиталом компании. Мы выделили всего шесть подходов: системно-синергетический, функциональный, проектный, диалектический, институциональный, неоинституциональный и подход формирования и использования сбалансированной системы показателей. В основе системно-синергетического концептуального подхода к организации и осуществлению управленческой деятельности в сфере развития репутационного капитала лежит синтез теории и методологии общей теории систем. В рамках функционального подхода в экономических системах акцентируется внимание на характере, степени рациональности формирования и реализации и направлениях совершенствования функций управления развитием репутационного капитала компании. В рамках проектного подхода сложная экономическая система рассматривается в качестве системы взаимосвязанных, но относительно изолированных проектов. В основе диалектического подхода лежит комплексное использование в рамках экономического анализа диалектического метода исследования процессов и явлений. В контексте институционального подхода уделяется особое внимание влиянию на развитие и обеспечение финансовой и социальной эффективности экономической системы. Неоинституциональный подход представляет собой логическое развитие институционального подхода к управлению экономическими объектами. В рамках подхода со сбалансированной системой показателей предполагается, что управление экономической системой, в частности коммерческой организацией, является тем более эффективным, чем в большей степени сбалансированы отдельные блоки показателей, характеризующие содержание разноплановых финансово-экономических процессов функционирования и развития организации.

В рамках каждого из выделенных управленческих подходов представлен определенный диапазон методов и моделей финансово-экономического и управленческого анализа. Также авторами рассмотрены и сгруппированы основные виды трансакционных издержек применительно к управлению репутационным капиталом компании.

19-24 41
Аннотация

Исследование направлено на анализ ситуации и тенденций в развитии фитнес-индустрии в Российской Федерации. Анализ состояния российской фитнес-индустрии показывает, что эта отрасль находится на стадии развития, привлекательна для инвестиций и имеет потенциал для дальнейшего развития, но темпы ее роста в 2019–2021 гг. снижаются. Практически все сферы российского бизнеса пострадали в результате пандемии коронавируса. Ограничения, особенно тесно связанные с эпидемиологической ситуацией, повлияли на отрасли обслуживания населения. Фитнес-индустрия в этом плане не является исключением – это косвенные потери, связанные с введением временного запрета на посещение общественных мест во время эпидемий и пандемий, жестким регулированием количества людей, находящихся в общественных местах, процентом россиян, временно отказывающихся от занятий спортом или ограниченных в этом из-за болезней. Также на фитнес-индустрию негативное влияние оказывают антироссийские санкции, в результате которых расходы фитнес-центров выросли более чем на 20 % из-за увеличения расходов на содержание зданий, рекламу, а стоимость услуг остается прежней по мере роста затрат. Сегодня около 78 % представителей фитнес-индустрии ощущают нехватку оборотного капитала, около 58 % находятся на пороге снижения рентабельности, многие учреждения вынуждены использовать кредиты, чтобы финансировать свою деятельность. В статье нами дано описание актуальной ситуации в российской фитнес-индустрии, проведена оценка ущерба для отрасли в результате пандемии, проведена оценка восстановления отрасли после пандемии, проведен прогноз восстановления фитнес-индустрии на российском рынке

25-33 16
Аннотация

В статье рассмотрены подходы, определяющие роль и место в межфирменной производственной кооперации новых форм взаимодействия кооперации для возможности их широкого применения в хозяйственной деятельности и управлении экономическим субъектом, в том числе импортозависимым и экспортоориентированным предприятием реального сектора экономики, заинтересованных отраслей и регионов.

Основываясь на практическом опыте, а также на результатах данного исследования, основанного на общенаучных методах познания, автор утверждает, что системы единого бизнес-пространства (OBS), создаваемые и функционирующие на базе партнерства, формируют специфическую проектную сеть межфирменного и государственного взаимодействия, осуществляя квазикоординацию усилий бизнеса в процессах импортозамещения и индустриальной локализации, а также любой другой инновационной деятельности. Основной используемый ресурс кооперации участников партнерства – некодируемое знание (Knowledge Based View – KBV). Системы OBS для достижения целей используют внутри- и межфирменный административный ресурс. Определено, что для устойчивого развития все предприятия, входящие в международные межфирменные сети кооперации и системы OBS, должны основываться и воспроизводить унифицированные бизнес-процессы в соответствии с международными и отечественными стандартами качества, быть амбидекстерами и обладать способностью к реверсному управлению по всей глубине цепочек поставок.

Таким образом, системы единого бизнес-пространства являются перспективной формой развития производственной кооперации, максимально эффективной в реализации стратегии импортозамещения и индустриальной локализации, и представляют из себя важнейший инструмент развития индустриализации национальной экономики, требующий скорейшего и широкого внедрения в стратегии управления, прежде всего импортозависимых и экспортоориентированных предприятий реального сектора экономики и соответствующих отраслей промышленности.

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

34-46 35
Аннотация

В статье приведена информация об объектах культурного наследия Республики Татарстан, в частности, обращается внимание на финансирование (государственное и региональное) в сфере сохранения объектов культурного наследия региона. Сохранение объектов культурного наследия в городах России, их имиджевая составляющая и историко-культурный вклад в регионы, а также участие объектов культурного наследия в социально-экономическом развитии городов определяют актуальность данного исследования. Предметом исследования является объект культурного наследия как фактор социально-экономического развития региона. Цель исследования – выявить существующие проблемы г. Казани в области сохранения и развития объектов культурного наследия. Были применены следующие методы исследования: теоретический – анализ средств массовой информации официальных ведомств, анализ новостных средств массовой информации и литературных источников; математический – метод визуализации данных (электронные таблицы Excel, сводные таблицы, диаграммы, графики). Результаты работы показали недостаточное федеральное финансирование субъекта Российской Федерации в сфере сохранения объектов культурного наследия (табл. 1 и рис. 5). Однако региональное финансирование охраны и развития памятников культурного наследия идет в прогрессивном направлении (рис. 3–4). Научный вклад исследования состоит в анализе государственных инвестиций (федеральных и региональных) в сфере объектов культурного наследия, их сопоставлении и соответствующих выводах. Уникальность же состоит в исследовании частных предпринимательских инициатив в регионе в сфере культурного наследия. В выводах исследования в целом отмечается положительная деятельность местных властей в работе по сохранению и развитию объектов культурного наследия. В ходе исследования автором были выявлены 3 существующие проблемы в региональной политике сохранения объектов культурного наследия (см. раздел «Выводы»). Результаты работы могут найти применение в деятельности государственных и негосударственных органов, занимающихся развитием и популяризацией объектов культурного наследия.

47-61 29
Аннотация

Сфера доверия и репутации становится одним из важных каналов формирования имиджа, продвижения бренда и узнаваемости территории.

В настоящей статье предпринята попытка на примере одного из крупнейших историко-культурных центров нашей страны рассмотреть и разработать методику оценки взаимосвязи социально-экономических параметров и факторов развития на основе показателей рейтинга научно-технического развития регионов.

Гипотеза исследования. В современном мире в условиях четвертой промышленной революции репутационные рейтинги и метрики начинают оказывать серьезное воздействие на процессы узнаваемости и продвижение регионов в социально-экономическом пространстве и формируют новый драйвер развития.

Объектом исследования является Санкт-Петербург как региональная социально-экономическая система, параметры и характеристики в цифровом пространстве и сети Интернет, а также позиционирование территории в ключевых федеральных рейтингах.

Предметом исследования является совокупность отношений, возникающих внутри и вне территории в процессе формирования ее репутации.

Методология исследования. Для решения поставленных задач исследования применялась совокупность методов статистического, экономико-статистического и экономико-математического анализа взаимовлияния показателей репутационных метрик и ключевых показателей социально-экономического развития региона. Исследование построено на открытых источниках Росстата и его территориальных органов, а также данных рейтинговых агентств за 2015–2020 гг. Показатели исследования были подобраны исходя из содержания и принципов построения рейтинга научно-технологического развития регионов.

62-73 64
Аннотация

В статье рассмотрены подходы к определению креативных индустрий в контексте российской креативной экономики. Региональная и муниципальная специфика креативных индустрий выявлена на основе результатов исследований российских авторов во взаимосвязи со стратегическими документами развития территорий, включающих в качестве приоритетных направлений развитие креативных индустрий, формирование креативного класса, решение проблем удержания талантов через трансформацию экономики. В статье выявлен ряд регионов и городов, постулирующих в стратегических документах социально-экономического развития в качестве одного из направлений рост вклада секторов креативной экономики, показаны особенности выделения креативных индустрий в рассматриваемых документах. В статье показано, что большинство российских исследователей фокусируются на анализе тех регионов и городов, в которых имеется потенциал развития креативной экономики, есть возможности финансирования креативных проектов и поддержка органов власти, что подтверждается наличием отдельных направлений в стратегических документах, утвержденных региональных законов или концепций развития креативной экономики. В статье представлены результаты исследований регионального и муниципального уровня, которые преимущественно фокусируются на направлениях развития креативных индустрий с учетом территориальных особенностей историко-культурной, социальной, экономической сфер, фактора климатических условий.

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА

74-79 31
Аннотация

После сокращения импорта в Россию из стран Европейского союза (ЕС) основным поставщиком для страны стал Китай. Важно оценить, как может повлиять в рамках тесного сотрудничества повышенный товарооборот на обе эти страны. Способна ли Россия наращивать в данных условиях собственное производство, и насколько предприятия России и Китая финансово устойчивы. Торгово-экономические отношения являются ключевыми в отношениях двух стран. Россия и Китай поддерживают экономику друг друга за счет товарооборота, который растет из года в год. Соответственно, важно оценить этот показатель, насколько он вырос или сократился. Финансовая устойчивость имеет большое значение для эффективной и безопасной деятельности предприятия. В условиях внешней среды финансовая устойчивость превалирует над финансовым результатом, выступая гарантом долгосрочного функционирования. Основой экономики страны является ее финансовая устойчивость, поэтому важно знать не только то, насколько финансово устойчива Россия, но и то, что происходит в этом плане у главного торгово-экономического партнера страны. Обеспечение устойчивого финансового положения предприятий позволит нарастить собственное производство без привлечения заемного капитала, повысить качество, ассортимент и рентабельность предприятий. Транснационализация бизнеса – один из основополагающих факторов, который должен быть рассмотрен в рамках устойчивости предприятий. Китай является одной из передовых стран по показателю транснациональности бизнеса, но нельзя утверждать, что это сказывается на его финансовой устойчивости благоприятно.

80-84 44
Аннотация

В Китае цифровая экономика занимает главенствующую позицию в результате многолетнего развития. Цифровая экономика – важная составляющая национального стратегического развития, что в результате привело к разработке поэтапной дорожной карты и дало толчок для экономического развития всей системы. Таким образом, Китай находит пути здорового развития данной отрасли с помощью внедрения мер, учитывающих особенности национальной экономики. В данной статье мы рассмотрим стремление Китая развивать цифровую экономику, возможности страны, а также проблемы, возникающие у иностранных компаний. Потенциал Китая в цифровой экономике в последние десятилетия демонстрирует высокую конкурентоспособность. Также в статье отмечается рост доли цифровой экономики в национальном ВВП, которая за 10 лет увеличилась в два раза. Для Китая цифровая экономика – важная составляющая долгосрочного стратегического развития, в частности разработан план, где расписаны задачи по расширению производственных возможностей в стратегических областях, например, в продвижении технологий 6G. Для страны характерно расширение границ мобильных платежей, которые развиваются быстрее, чем в любой другой стране. Формирование экосистемы цифрового юаня может занять некоторое время по мере развития технологий и проникновения цифровой экономики во все сферы жизни. Китай активно стремится к сотрудничеству с международным сообществом для продвижения цифровой торговли и управления. Цифровая экономика не только меняет экономику Китая, но и создает деловые возможности для иностранных компаний.

85-89 30
Аннотация

Бухгалтерский учет в разных странах всегда отличается, но с развитием международных стандартов финансовой отчетности стремится к унификации. Бухгалтерскому учету в Китае около 3 000 лет, что дает повод думать о том, что в Китайской Народной Республике достаточно развита бухгалтерия и отлажены процессы на производствах за счет подготовленных специалистов и определенных традиций. Некоторые из них можно вывести на международный уровень, в том числе их может перенять и Россия. Мы можем говорить о том, что в России бухгалтерский учет стремится выйти на международный уровень, учитывая тот факт, что с 1973 г. началось развитие международных стандартов финансовой отчетности. Ведь в современном мире на уровне экономической интеграции бухгалтерский учет – это одно из основных средств международного общения. Унифицировать бухгалтерский учет – значит наладить общение на экономическом уровне между странами, такими, как Российская федерация и Китайская Народная Республика. Чтобы наладить это общение, нужно рассмотреть все плюсы и минусы этого процесса для каждой из стран, с которыми страны могут столкнуться при объединении своих систем, а также узнать, какие общие черты бухгалтерского учета уже есть и какие глобальные различия двух систем могут помешать унификации.

ФИНАНСЫ И КРЕДИТ

90-97 48
Аннотация

В статье рассматривается процесс цифровизации банковской сферы, который в условиях современной экономики является одним из условий поддержания банка на конкурентоспособном уровне в связи с тем, что цифровизация оказывает благоприятное воздействие на организацию, способствуя оптимизации и ускорению работы в ней. Процесс цифровизации связан с внедрением цифровых технологий, таких, как Big Data, идентификация пользователя по биометрическим данным, дистанционное оказание услуг и введение в работу искусственного интеллекта. Наряду с преимуществами цифровизация несет в себе также ряд угроз, связанных с безопасностью клиентов банка и банковских систем. Весь процесс цифровизации также позволяет усовершенствовать бизнес-модель банка. Из-за применения искусственного интеллекта и использования больших объемов данных для работы с клиентами и совершенствования процессов работы компании происходит значительное сокращение издержек. Цифровизация банковского сектора в России идет достаточно активно. Организации уже достигли многого в этом направлении. Банковские инновации и развитие цифровой экономики в целом привели к появлению банков без физических офисов и филиалов. Работу удается осуществлять посредством новых структур и форм работы, которые удалось создать благодаря цифровым технологиям.

98-104 43
Аннотация

Для обеспечения бесперебойного процесса выпуска и продажи продукции организации необходимы денежные средства в достаточном объеме. Одним из направлений пополнения денежных средств, помимо собственных средств, являются кредиты банка или займы у других юридических и физических лиц. В этой связи возникают долговые обязательства организации, которые определяются договорами кредита и займа. Статья посвящена исследованию вопросов влияния долговых обязательств на кредитоспособность коммерческой организации. Кредитоспособность организации определяется качеством управления заемным капиталом, т. е. способностью организации своевременно и в полном объеме вернуть заемные средства. Для качественного управления заемным капиталом необходимым условием является полноценная информационная база, созданная на основе учета. В статье обоснована необходимость совершенствования информационного отражения долговых обязательств в бухгалтерском учете и отчетности. Рассмотрены основные возможности повышения кредитоспособности фирмы на основании внедрения дополнений к основной структуре бухгалтерских счетов, а также пояснений к бухгалтерской отчетности об условиях обслуживания краткосрочных аннуитетных кредитов и о движении краткосрочных аннуитетных кредитов. Предложенные рекомендации будут способствовать повышению информативности в принятии управленческих решений пользователями отчетности об условиях и состоянии кредитов и займов, что в значительной степени повысит кредитоспособность организации.

ВОПРОСЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА

105-110 24
Аннотация

Согласно прогнозам, размер мирового рынка образовательных услуг вырастет с 20 млрд долл. в 2022 г. до 27 млрд долл. к 2030 г. при среднегодовом темпе роста 5,0 % в период с 2021 по 2030 г. Основными факторами, способствующими этому росту, являются увеличение количества и качества учреждений образования, повышение осведомленности об образовательных услугах среди родителей и учащихся, а также растущее внимание к улучшению навыков трудоустройства среди молодых людей. Обозначенные факторы предопределяют ужесточение конкуренции между университетами, что, в свою очередь, ставит перед учреждениями образования вопросы разработки стратегии формирования и развития своих конкурентных преимуществ. Разработка стратегии – это процесс, которому следует вуз, чтобы реализовать свое видение идеального будущего. Это дорожная карта для достижения цели. Она помогает структурировать информацию, ведущую к принятию важных решений. С учетом вышеизложенного в статье рассмотрены методы обоснования конкурентной стратегии, которые формализованы в рамках алгоритма управления сравнительными конкурентными преимуществами университета. Разработанный алгоритм состоит из одиннадцати взаимосвязанных этапов, для каждого из которых обозначен определенный набор методов и подходов. 

МАРКЕТИНГ И ОБЩЕСТВО

111-115 28
Аннотация

Проблема формирования и донесения потребительской ценности даже в условиях цифровизации остается самым актуальным направлением в поведенческой экономике. Проблема потребительских и поведенческих реакций становится самой обсуждаемой темой научных изысканий. Парадигма поведения потребителей постоянно претерпевает изменения, уточнения и адаптацию к изменениям в новых социально-экономических реалиях.

В данной статье дается обоснование природы недоверия к нарративу информации для принятия потребительского решения. Более того, рассматривается проблема степени недоверия к формальным и неформальным институтам, формирующим механизм донесения потребительской ценности. Следует отметить, что в современных реалиях проблему недоверия необходимо рассматривать именно через призму понятийного аппарата поведенческой и институциональной экономики.

В данной статье автором сделана попытка доказать, что степень недоверия влияет на эффективность маркетинговой коммуникации как таковой или отдельных ее каналов и существенно снижает ее эффективность. Здесь рассматривается проблема недоверия как социального явления, приводящего к снижению экономического эффекта. При этом отмечается, что недоверие к каналам коммуникации распространяется и на их содержание. Решение проблемы эффективности маркетинговых коммуникаций видится в правильном механизме разработки и донесения ценностного предложения до потребителя. 

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

116-122 29
Аннотация

Одной из основных причин динамичного глобального экономического развития, наблюдаемого в последние годы, является процесс цифровизации. Строительство, как и другие ключевые отрасли экономики, проводит активную цифровизацию всех процессов для достижения «цифровой зрелости» – в соответствии с национальной целью «Цифровая трансформация». Цифровая трансформация строительной сферы имеет влияние на многие аспекты жизнедеятельности общества: сокращает затраты на строительство, повышает эффективность деятельности строительных организаций, сокращает негативное влияние строительства на окружающую среду и повышает темпы экономического развития как на уровне отдельных регионов и стран, так и на мировом уровне. Актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью цифровизации строительных процессов для их оптимизации и, как следствие, минимизации затрат. В статье рассмотрено влияние цифровой трансформации строительства как ключевого направления его развития. Авторами дана классификация современных цифровых технологий в сфере строительства, среди которых можно выделить следующие: BIM, облачные решения для связи и совместной работы, моделирование систем, мобильные приложения и 5G, искусственный интеллект, использование мобильных и облачных технологий. Выявлены основные проблемы и ограничения цифровизации в строительной отрасли. Проанализированы ключевые особенности цифровых стратегий и на их основе предложены пути совершенствования и реализации цифровых технологий строительной организации. 

123-128 31
Аннотация

В статье рассматривается, как искусственный интеллект может быть использован для развития человеческого капитала в компаниях, работающих в сельскохозяйственном секторе. В статье представлен обзор способов, с помощью которых искусственный интеллект может быть использован в интересах развития человеческого капитала, включая обучение, мониторинг урожая, точное земледелие, анализ данных, автономные транспортные средства и механизмы, повышение эффективности работников, работающих с домашним скотом. Наше исследование опирается на ряд источников, включая отчеты и исследования таких организаций, как McKinsey, Deloitte и Frost & Sullivan, в поддержку утверждений, сделанных в статье. В статье также освещаются потенциальные преимущества искусственного интеллекта в повышении эффективности и продуктивности сельскохозяйственных операций, а также в предоставлении возможностей для повышения квалификации и переквалификации работников в данном секторе. Используя возможности искусственного интеллекта, компании могут повысить точность и скорость принятия решений, сократить количество отходов и повысить урожайность сельскохозяйственных культур. Кроме того, искусственный интеллект может помочь снизить физические нагрузки на работников, позволяя им сосредоточиться на задачах более высокого уровня, требующих человеческих навыков и экспертных знаний. 



ISSN 2305-4212 (Print)