Preview

Казанский экономический вестник

Расширенный поиск

Модели креативной трансформации индустриальных территорий: российский опыт

Аннотация

В статье рассмотрены подходы к определению креативных индустрий в контексте российской креативной экономики. Региональная и муниципальная специфика креативных индустрий выявлена на основе результатов исследований российских авторов во взаимосвязи со стратегическими документами развития территорий, включающих в качестве приоритетных направлений развитие креативных индустрий, формирование креативного класса, решение проблем удержания талантов через трансформацию экономики. В статье выявлен ряд регионов и городов, постулирующих в стратегических документах социально-экономического развития в качестве одного из направлений рост вклада секторов креативной экономики, показаны особенности выделения креативных индустрий в рассматриваемых документах. В статье показано, что большинство российских исследователей фокусируются на анализе тех регионов и городов, в которых имеется потенциал развития креативной экономики, есть возможности финансирования креативных проектов и поддержка органов власти, что подтверждается наличием отдельных направлений в стратегических документах, утвержденных региональных законов или концепций развития креативной экономики. В статье представлены результаты исследований регионального и муниципального уровня, которые преимущественно фокусируются на направлениях развития креативных индустрий с учетом территориальных особенностей историко-культурной, социальной, экономической сфер, фактора климатических условий.

Об авторах

И. Д. Тургель
Уральский федеральный университет
Россия

Тургель Ирина Дмитриевна, доктор экономических наук, профессор, директор Школы экономики и
менеджмента Института экономики и управления, заведующая кафедрой теории, методологии и правового обеспечения государственного и муниципального управления, главный редактор журнала “R-Economy”



К. В. Чукавина
Уральский федеральный университет
Россия

Чукавина Кристина Владимировна, директор Центра региональных экономических исследований,
старший преподаватель кафедры экономики



В. В. Дербенева
Уральский федеральный университет
Россия

Дербенева Валентина Валерьевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры теории, методологии и правового обеспечения государственного и муниципального управления



З. В. Новокшонова
Уральский федеральный университет
Россия

Новокшонова Злата Владиславовна, студент кафедры финансового и налогового менеджмента, делопроизводитель Центра поддержки научной деятельности Института экономики и управления



Список литературы

1. Кузнецова Н.В. Новая парадигма современности – креативная экономика // Азиатско-Тихоокеанский регион: экономика, политика, право. – 2022. – Т. 24. – № 1. – С. 15–37. – DOI: 10.24866/1813-3274/2022-1/15-37. – EDN: EIZWXT.

2. Колодняя Г.В. Экономика впечатлений: потенциал развития в условиях информационного общества // Экономика. Налоги. Право. – 2022. – Т. 15. – № 2. – С. 17–24. – DOI: 10.26794/1999-849X-2022- 15-2-17-24. – EDN: CMLMRQ.

3. Кореньков А.О. Инфраструктурные факторы развития креативных индустрий // Инновации и инвестиции. – 2022. – № 3. – С. 182–186. – EDN: LFZWCQ.

4. Залевская М.А., Морданов М.А. Состояние и перспективы развития креативных индустрий: опыт Югры // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. – 2022. – № 1. – С. 77–91. – DOI: 10.24412/2071-6435-2022-1-77-91. – EDN: OTSHWI.

5. Chan A., Cheung E., Wong I. Revitalizing industrial buildings in Hong Kong – A case review // Sustainable Cities and Society. – 2015. – No. 15. – P. 57–63. – DOI: 10.1016/j.scs.2014.10.004.

6. Боровинская Д.Н., Залевская М.А., Морданов М.А. Стратегические инструменты развития креативных индустрий в регионе / // Социально-гуманитарные знания. – 2022. – № 3. – С. 377–389. – DOI: 10.34823/SGZ.2022.3.51827. – EDN: WXYJGK.

7. Moral-Moral M., Fernandez-Alles M.T. Perceptions of the local resident to industrial tourism as sustainable development model // Revista de Estudios Regionales. – 2019. – Vol. 114. – P. 45–69.

8. Гущина Е.Г., Тарабанова Е.В. Креативные индустрии: новые возможности для развития российских городов и регионов // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3. Экономика. Экология. – 2022. – Т. 24. – № 1. – С. 91–104. – DOI: 10.15688/ek.jvolsu.2022.1.9. – EDN: LEFVJV.

9. Гамбеева Ю.Н., Смей В.М. Роль креативных индустрий в социально-экономическом развитии территории // Вестник Челябинского государственного университета. – 2021. – № 6 (452). – С. 89–96. – DOI: 10.47475/1994-2796-2021-10610. – EDN: BQKZJH.

10. Ковалева Е.Н. Креативный сектор экономики Москвы: тенденции и направления развития // Вестник РГГУ. Серия: Экономика. Управление. Право. – 2022. – № 1. – С. 67–81. – DOI: 10.28995/2073-6304- 2022-1-67-81. – EDN: GJSYDC.

11. Прохоров С.И. Формирование креативного пространства в современном мегаполисе // Вестник РГГУ. Серия: Философия. Социология. Искусствоведение. – 2021. – № 1 (24). – С. 100–110. – DOI: 10.28995/2073-6401-2021-1-100-110. – EDN: XPAAKL.

12. Бархатов В.И., Дьяченко О.В. Инновационно-креативная экономика как альтернативный путь деиндустриализации экономики России // Журнал экономической теории. – 2013. – № 3. – С. 18–26. – EDN: RDDCJZ.

13. Руднева К.С. Модернизация промышленного сектора экономики: ключевые характеристики, подходы и этапы // Вектор экономики. – 2021. – № 3 (57). – EDN: WOKXZV.

14. Лукин Е.В., Мельников А.Е. Модернизация промышленного сектора экономики старопромышленных регионов СЗФО // Проблемы развития территории. – 2017. – № 5 (91). – С. 32–43. – EDN: ZHVGGJ.

15. Каверина Н.А., Гретченко А.И., Гретченко А.А. Современное развитие креативных индустрий в России (опыт столицы и регионов) // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. – 2019. – № 1 (75). – С. 58– 64. – EDN: ZAYADJ.

16. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2021 г. № 2613-р «Об утверждении Концепции развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 года». – М., 2021.

17. Региональный закон от 27 июля 2020 г. № 70- оз «О креативных индустриях в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре». – Ханты-Мансийск, 2020.

18. Концепция развития креативной экономики Республики Саха (Якутия) до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) от 27 декабря 2019 г. № 1736-р). – Якутск, 2019.

19. Постановление Правительства Новосибирской области от 8 июня 2021 г. № 212-п «Об утверждении Концепции развития креативных индустрий в Новосибирской области». – Новосибирск, 2021.

20. Постановление Правительства Нижегородской области от 21 декабря 2018 г. № 889 «Стратегия социально-экономического развития Нижегородской области до 2035 года». – Н. Новгород, 2018.

21. Закон Тюменской области от 24 марта 2020 г. № 23 «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Тюменской области до 2030 года». – Тюмень, 2020.

22. Постановление от 28 декабря 2018 г. № 668-па «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Приморского края до 2030 года». – Владивосток, 2018.

23. Закон Краснодарского края от 21 декабря 2018 г. № 3930-КЗ «О Стратегии социально-экономического развития Краснодарского края до 2030 года». – Краснодар, 2018.

24. Закон Республики Татарстан от 17 июня 2015 г. (с изменениями от 25 декабря 2019 г.) № 40-ЗРТ «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года». – Казань, 2015.

25. Решение городской Думы Краснодара от 19 ноября 2020 г. № 4 п. 10 «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития муниципального образования город Краснодар до 2030 года». – Краснодар, 2020.

26. Закон Новгородской области от 4 апреля 2019 г. № 394-ОЗ «О Стратегии социально-экономического развития Новгородской области до 2026 года». – Великий Новгород, 2019.

27. Закон Воронежской области от 20 декабря 2018 г. № 168-ОЗ «О Стратегии социально-экономического развития Воронежской области на период до 2035 года». – Воронеж, 2018.

28. Закон Санкт-Петербурга от 19 декабря 2018 г. (с изменениями от 26 ноября 2020 г.) № 771-164 «О Стратегии социально-экономического развития Санкт-Петербурга на период до 2035 года». – СПб., 2018.

29. He J.-L., Gebhardt H. Space of Creative Industries: A Case Study of Spatial Characteristics of Creative Clusters in Shanghai // European Planning Studies. – 2014. – Vol. 22. – Is. 11. – P. 2351–2368. – DOI: 10.1080/09654313.2013.837430.

30. Sepe M. Place Identity and Creative District Regeneration: The Case of 798 in Beijing and M50 in Shanghai Art Zones // METU Journal of the Faculty of Architecture. – 2018. – No. 35 (2). – P. 151–171. – DOI: 10.4305/METU.JFA.2017.2.15.

31. Yang X. Industrial heritage tourism development and city image reconstruction in Chinese traditional industrial cities: a web content analysis // Journal of Heritage Tourism. – 2016. – P. 267–280. – DOI: 10.1080/1743873X.2016.1236800.

32. Sanchez-Moral S. A new Urban civility. Cognitive capitalism, habitus and gentrification [Ante una nueva civilidad Urbana. Capitalismo cognitivo, habitus y gentrificacion] // Town Planning Review. – 2017. – No. 88 (1). – P. 93–107. – DOI: 10.3828/tpr.2017.8.

33. Sanchez Belando M.V. Building alternatives to the creative turn in Barcelona: The case of the socio-cultural centre Can Batllo // City Culture and Society. – 2017. – No. 8. – P. 35–42. – DOI: 10.1016/j.ccs.2016.11.001.

34. Cudny W. The role of festivals in the development of a post-socialist city – Łodź case study // Springer Geography. – 2016. – P. 119-152. – DOI: 10.1007/978-3-319-31997-1.

35. Аюпова И.Х. Креативные индустрии и культурная идентичность: инструменты взаимного продвижения на примере Республики Татарстан // Журнал Новой экономической ассоциации. – 2022 – № 2 (54). – С. 229–234. – DOI: 10.31737/2221-2264-2022-54-2-14.

36. Мартиросян Г.С. Анализ тенденций развития креативной индустрии в Республике Татарстан // Научное обозрение. – 2017. – № 16. – С. 88–90. – EDN: ZQLAST.

37. Иванова М.В. Развитие отраслей креативной сферы как направление повышения региональной конкурентоустойчивости // Московский экономический журнал. – 2022. – Т. 7. – № 10. – DOI: 10.55186/2413046X_2022_7_10_588. – EDN: KZUMQW.

38. Маленко И.С. Креативные индустрии. Опыт Новгородской области // Вестник Ивановского государственного университета. Серия: Экономика. – 2020. – № 4 (46). – С. 24–28. – EDN: TVUJMC.

39. Самсонов В.С., Шершень И.В. Специфика формирования креативного пространства в моногородах Воронежской области // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-2. – С. 455. – EDN: UZJENX.

40. Клочко Е.Н., Коваленко Л.В. Перспективы развития креативной индустрии Краснодарского края в контексте реализации региональной этноэкономической политики // Современная культура: проблемы истории и технологии развития: материалы Всероссийской конференции с международным участием в рамках Всероссийского фестиваля науки “НАУКА 0+” (Смоленск, 22 октября 2021 г.). – Смоленск: Смоленский государственный институт искусств, 2021. – С. 94–99. – EDN: QQWROQ.

41. Лазарев Г.И., Андреев В.А., Шкробот А.Р. Влияние сектора креативной индустрии на инновационное развитие экономики Приморского края // Креативная экономика. – 2020. – Т. 14. – № 11. – С. 2909–2922. – DOI: 10.18334/ce.14.11.111087. – EDN: PYSJQM.

42. Николаева И.В., Иванова Л.Д., Ван-Чу-Лин А.Т. Креативная экономика Республики Саха (Якутия): перспективы развития // Вестник Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова. Серия: Экономика. Социология. Культурология. – 2022. – № 3 (27). – С. 46–54. – DOI: 10.25587/SVFU.2022.74.80.004. – EDN: OJIWRA.

43. Клейман А.А., Бабанчикова О.А. Теория и практика развития креативных индустрий и создания креативных кластеров в туристской дестинации (на примере Санкт-Петербурга) // Вестник Национальной академии туризма. – 2017. – № 2 (42). – С. 21–29. – EDN: YTODOF.

44. Стуглев А.А., Ходько С.Т., Любенова А.М. Креативная экономика и индустрия событий. Значение для экономики города // Креативная экономика. – 2021. – Т. 15. – № 1. – С. 117–136. – DOI: 10.18334/ce.15.2.111544. – EDN: JFGYTM.

45. Симонов М.Г. Актуальные проблемы экосистем в креативных индустриях города Краснодара // Социально-культурная деятельность: векторы исследовательских и практических перспектив: материалы Международной научно-практической конференции (Казань, 20–21 мая 2022 г.) / науч. ред.: Р.Ш. Ахмадиева, П.П. Терехов, Р.С. Гарифуллина. – Казань: Казанский государственный институт культуры, 2022. – С. 318–323. – EDN: NPWDLM.


Рецензия

Для цитирования:


Тургель И.Д., Чукавина К.В., Дербенева В.В., Новокшонова З.В. Модели креативной трансформации индустриальных территорий: российский опыт. Казанский экономический вестник. 2023;1(1):62-73.

For citation:


Turgel I.D., Chukavina K.V., Derbeneva V.V., Novokshonova Z.V. Models of creative transformation of industrial territories: russian experience. Kazan economic vestnik. 2023;1(1):62-73. (In Russ.)

Просмотров: 57


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2305-4212 (Print)