ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ
В данной работе рассматривается вопрос учета институциональных факторов при выполнении диагностики (анализа, исследования) деятельности и результативности промышленного предприятия.
Актуальность исследования объясняется тем, что положение и функционирование современных субъектов предпринимательской деятельности на любом отраслевом рынке не ограничивается традиционной (классической) политической экономией.
На сегодняшний момент стремительное развитие предпринимательства обязано как раз институциональным факторам. На основе обзора зарубежной и отечественной научной литературы приведено несколько подходов к трактованию термина «институт». Предлагается рассматривать и учитывать институциональные факторы с точки зрения наличия институциональной среды в предпринимательской среде. Помимо этого, обоснован подход к выделению в институциональной среде такого элемента, как субсреда. В работе выделяется четыре такие субсреды, а именно: социально-экономическая, политико-правовая, инвестиционно-инновационная и информационно-аналитическая. Влияние каждой из выделенных субсред на промышленное предприятие объясняется наличием и содержанием определенных институциональных факторов. Таким образом, сделан вывод о том, что при анализе (диагностике) деятельности промышленного предприятия необходимо принимать во внимание наличие и влияние разнообразных институциональных факторов современной институциональной среды. В конечном итоге это поможет при решении различных проблем в управлении объектом, а также при принятии управленческих действий.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
На основании анализа специальной литературы по исследуемой проблеме нами уточнено содержание общественных благ. Рассмотрены особенности анализа общественных благ, спроса и предложения на данном специфическом сегменте рынка в рамках таких основных школ и направлений экономической мысли, как классическая политэкономия, экономика марксизма, маржинализм, неоклассическая экономическая теория, парадигмы институциональной и неоинституциональной экономической теории, постнеоклассическая политическая экономия. Дополнена классификация общественных благ по таким признакам, как сегментированность общественных благ, источники финансирования и временной характер потребления общественных благ, их инновационность, социальная эффективность и устойчивость к ситуации макроэкономического кризиса. Определено, что при прочих равных условиях наиболее предпочтительными являются несегментированные или сегментированные по четко установленным критериям общественные блага, инновационные как по форме, так и по содержанию, но одновременно максимально понятные и доступные для конкретных конечных реципиентов, максимизируемые в ситуации длительного макроэкономического кризиса, являющиеся социально эффективными как в краткосрочном, так и в долгосрочном периодах. Выявлено, что чистые общественные блага применительно к эксплуатации общественного транспорта в процессе массовой автомобилизации трансформируются в смешанные блага, которые, в свою очередь, сохраняют свойство неисключаемости, но отличаются конкурентностью в потреблении.
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА
Данная статья посвящена изучению вопросов трудовых отношений между работником и работодателем на рынке Республики Татарстан. В работе рассмотрены теоретические основы выдвигаемого вопроса, в частности, дано определение психологического контракта как формы трудовых отношений, выделена его классификация. Основой практического исследования стал опрос, который базировался на разработке опросника и шкалы оценки удовлетворенности сотрудников работой, трудовыми условиями и прочими факторами. При создании шкалы исследования использовались разработанные в теории и практике подходы С. Робинсона, Д. Руссо, Т. Юджа, А. Айзенберга, П. Подсакова, С. Маккензи и др. В ходе исследования также была рассмотрена взаимосвязь между типами психологического контракта (транзакционный и реляционный) и рассматриваемыми факторами. Представленный подход апробировался на представителях организаций региона. Подводя итоги проведенного исследования трудовых отношений в организациях республики, отметим, что выявлены оба типа психологического контракта, определены степени их взаимодействия с предположительными факторами влияния, а также сделаны выводы по этому поводу. Отмеченные в статье исследования зарубежных ученых предполагают, что реляционный тип испытывает больший уровень поддержки организации. Результаты исследования такого региона, как Республика Татарстан, показали обратное, что объясняется нами влиянием особенностей российского менталитета.
Глобальные климатические и экологические вызовы, с которыми на сегодняшний день сталкивается мировая экономика, требуют трансформации подходов к управлению и ведению бизнеса, формируют новые рынки и обуславливают необходимость изменения общественного сознания, создания инфраструктуры, отвечающей требованиям экологичного, ответственного потребления. Модель экономики большинства регионов мира не способна вовлекать ресурсы в повторный оборот. Ряд известных ученых со второй половины XX в. привлекают внимание к вопросам обеспечения рационального использования ресурсов, изменения подходов к потреблению в связи с высокими темпами роста населения планеты. Выдвинуты научно-обоснованные прогнозы, свидетельствующие о наличии пределов роста объемов потребления, который может обернуться трагическими последствиями для человечества. Одним из решений сложившейся ситуации видится переход на принципы циркулярной экономики или экономики замкнутого цикла, который предполагает бережное отношение к ресурсам, достижение нулевого показателя образования отходов и вовлечение ресурсов во вторичный оборот в природной или экономической среде. В связи с вышесказанным актуальность приобретает формирование подходов к анализу влияния факторов внешней среды в рамках перехода региона на принципы циркулярной экономики (на примере Республики Татарстан).
ФИНАНСЫ И КРЕДИТ
В связи с важностью процессов цифровизации в системе стратегического и устойчивого развития национальных экономик внимание к цифровым технологиям, интегрированным в экосреду территориальных систем, начинает приобретать чуть ли не всеобъемлющий характер как со стороны государственных органов власти, так и со стороны бизнес-сообщества, домашних хозяйств. Это касается многих аспектов, связанных как с потребностями продуцирования инвестиций в экономику в рамках новых механизмов и точек (технологического порядка) их притяжения, так и с необходимостью повышения качества жизни населения, в частности, за счет обеспечения критерия равного доступа к услугам и благам в потребительском секторе (концепция инклюзивного развития территорий). Особую актуальность данный вопрос приобретает для развивающихся стран, стремящихся активно наращивать свой стратегический конкурентный потенциал, в том числе используя и применяя различного рода механизмы стимулирования развития IT-сектора. Неслучайно стратегический вектор развития российской экономики ориентирован сегодня на укрепление потенциала и конфигурирование системы производительных факторов, обеспечивающих стимулирование цифровизации хозяйственных процессов. Стремлению обосновать данный подход в региональном контексте через призму дескриптивных методов исследования и посвящена настоящая статья.
Предметом исследования являются отношения, касающиеся развития инклюзивной модели развития региона в условиях цифровизации и усиливающейся несбалансированности социальных, экономических и институциональных систем.
На основе обзора и систематизации эффектов, вызванных активизацией процессов цифровизации экономических отношений, обосновывается актуальность данного инструмента в спектре механизмов стимулирования инклюзивного экономического роста в регионе.
Налоговое консультирование приобретает важнейшее значение в условиях качественного развития налогового администрирования. Усиленная цифровизация деятельности налоговых органов, повышение аналитической составляющей предпроверочного анализа, успешная реализация риск-ориентированного подхода в деятельности налоговых органов приводят к необходимости пересмотра принципов взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками. Несмотря на существенное снижение количества налоговых проверок, каждая из них заканчивается для хозяйствующих субъектов определенным шоком. В этой связи налогоплательщики осознают, что возможности налоговых органов по сбору и анализу информации очень широки, и испытывают потребность в принципиально новых методах организации налогового учета и оценки налоговой среды. Как правило, большинство налогоплательщиков не в состоянии оценить свой цифровой портрет, который сложился исходя из профилей риска в системе налоговых органов. При налоговом консультировании важно понимать критерии риска и динамику показателей налогоплательщика, сложившуюся в налоговом органе, с тем чтобы прогнозировать действия в отношении конкретного налогоплательщика. Налоговое консультирование в условиях цифровой трансформации налогового администрирования приобретает иную смысловую нагрузку, риск-ориентированный подход, используемый в деятельности налоговых органов, приводит к необходимости выработки у налогоплательщиков адекватных моделей поведения и взаимодействия с налоговыми органами, центр тяжести налогового консультирования смещается с решения проблем по результатам налоговых проверок на уровень планирования бизнеса и оценки налоговой среды.
Объектом исследования является курс финансового менеджмента, преподававшийся полностью в дистанционном формате.
Предмет исследования – административный аспект преподавания данной дисциплины.
Исследование проводилось путем опроса студентов. Всего в опросе приняли участие 46 студентов, из них 61 % составили студенты бакалавриата, 39 % – студенты магистратуры. В числе опрошенных доля иностранных студентов составила 15 %. Мы выделили следующие параметры для оценки административного аспекта обучения по дисциплине: удобство обучения курсу финансового менеджмента дистанционно, слышимость преподавателя, видимость демонстрируемых материалов, удобство делать записи/пометки в ходе обучения, возможность задавать вопросы преподавателю, качество презентаций и сопутствующих обучению материалов, темп обучения. 85 % слушателей высоко оценили удобство обучения курсу финансового менеджмента дистанционно, в среднем оценка слышимости составила 9,26 балла, а видимости – 9,39 балла из 10 возможных. Качество презентаций и сопутствующего материала было оценено как высокое – среднее значение 9,8 балла по всем опрошенным. 82 % студентов было очень удобно формировать записи в процессе обучения. 93 % студентов сочли темп обучения нормальным, незначительное количество отметило, что для них он был или слишком быстрым, или слишком медленным. 100 % студентов ответили, что у них была возможность задавать вопросы преподавателю. Исследование показало, что студентами высоко оценен административный аспект дистанционного обучения по курсу «Финансовый менеджмент».
МАРКЕТИНГ И ОБЩЕСТВО
В рамках работы необходимо проанализировать маркетинговые исследования, которые рассматривают управление проектами недвижимости. Необходимо учитывать, что именно на основании маркетинговых исследований есть возможность принять решение о том, насколько целесообразен будет конкретный объект недвижимости, а также о том, как именно нужно развивать его в дальнейшем. Маркетинг является центром концепции, на основании которой в дальнейшем выстраиваются все особенности объекта, важные для рынка недвижимости. Необходимо уделить отдельное внимание девелоперу, совмещающему маркетинг и проектную деятельность на самых разных этапах. Это дает возможность учитывать инновационные технологии в объекте. Важно понимать, что в результате формируется именно гибкая модель, позволяющая реализовать деятельность на основании предпочтений и ожиданий, формирующихся в сфере недвижимости у потребителя. Статья дает возможность рассмотреть основные методические положения и рекомендации, необходимые для развития коммерческой недвижимости, при этом центральной частью процесса являются именно маркетинговые программы. Благодаря правильно подобранному комплексу мер и конкретным решениям в сфере управления есть возможность обеспечить концептуальный подход к недвижимому имуществу. Это необходимая часть развития такого бизнеса, как агентство недвижимости.
ВОПРОСЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА
В данной работе построены экономико-статистические функции, отражающие положительное устойчивое влияние индекса развития человеческого потенциала ведущих государств мира на интенсивность вложений в исследования и инновации и долю инновационной продукции в структуре промышленного производства ведущих государств мира, что позволило подтвердить вывод о прямом и тесном характере взаимосвязи процессов формирования человеческого капитала и развития инновационных личностей. Выделены основные модели формирования инновационных личностей: американская, германская, японская, китайская, южноазиатская, латиноамериканская. Показано, что наиболее предпочтительным для Российской Федерации был бы синтез германской и южноазиатской моделей формирования инновационного человека, объединяющий региональный и кластерный подходы к исследуемой проблеме. Выделены основные проблемы формирования инновационных личностей, такие, как социальное и информационное неравенство, недостаточный уровень инновационной культуры, проблемы развития системы здравоохранения, сложность эффективной кооперации и интеграции в области инновационной деятельности, коррупция и недостаточно результативное взаимодействие государства и частного бизнеса в области инноваций. Обосновано, что взаимодействие человеческого капитала и процесса развития инновационных личностей носит диалектический, взаимоусиливающийся, циклический характер: формируя условия для развития и совершенствования инновационных личностей, система человеческого капитала в государстве тем самым обеспечивает, повышая роль и значение инновационных личностей в экономическом развитии, увеличение возможностей для собственного расширенного воспроизводства в долгосрочном периоде – за счет роста налоговых поступлений, обеспечиваемых, при прочих равных условиях, на основе экономического роста, вызванного факторами инновационной модернизации, а также в результате увеличения чистого денежного потока частных компаний, привлекающих в штат инновационных личностей и обеспечивающих на данной основе активизацию и повышение эффективности производственно-инновационной деятельности.
Недавнее развитие широкого спектра технологий медицины, основанное на достижениях геномики, метаболомики, протеомики и транскриптомики, требует очень хорошо разработанного математического аппарата и соответствующих методов обработки больших медицинских данных. Расшифровка генома человека и Четвертая промышленная революция открыли новую эру развития здравоохранения – персонализированную медицину, которая не только построена на так называемых омиксных технологиях, но и невозможна без современной цифровой медицины. Параллельно произошел переход от микрочипов к высокопроизводительному полногеномному секвенированию, исследуется весь набор ДНК, содержащийся в одной клетке, популяциях клеток или сообществах организмов, и одновременно анализируется работа всех генов. Эти новые экспериментальные технологии генерируют огромные объемы данных, которые нужно анализировать только методами биоинформатики, основанной на синтезе биологических и математических знаний. Подобные подходы к обработке больших цифровых массивов медицинской и биологической информации ранее нигде не применялись и могут стать очень популярным трендом на стыке областей. Авторы статьи попытались заложить концептуальные основы для формирования методологии многомерного анализа больших данных по физиому и экспосому человека.
Сложившаяся современная социально-экономическая среда немыслима без грамотного и бережного применения человеческого капитала и временных ресурсов. В работе любой компании первостепенным экономическим ресурсом является время всех сотрудников. Именно от времени зависят более крупные для компании бизнес-риски. Постепенное повышение объема трудовой деятельности и поиск временных ресурсов для решения возникающих задач являются причиной хаотичности принимаемых мер и поверхностного подхода в системе менеджмента данных организаций. В статье проведен анализ основных элементов структуры тайм-менеджмента, или управления временем. Описаны наиболее популярные методы планирования деятельности для повышения эффективности выполняемых задач. Рассмотрены различия между личным тайм-менеджментом и корпоративным тайм-менеджментом.
Основной целью данной работы является повышение качества трудовой деятельности и личной жизни человека путем использования инструментов тайм-менеджмента.
Описанные в статье методы планирования времени позволят в перспективе расставлять приоритеты в решении повседневных задач, влиять на повышение концентрирования на действительно важных составляющих жизни, что непосредственно связано с уменьшением стрессовых ситуаций и улучшением процесса профессиональной деятельности и проведения досуга после рабочего времени.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Статья посвящена изучению различий в использовании интернет-технологий в России и США через контекстность культур.
Актуальность рассматриваемой темы обусловлена распространением межнационального сотрудничества, представители которого сталкиваются с кросс-культурными различиями, влияющими на протекание бизнес-процессов.
Проблема исследования заключается в отсутствии четкого алгоритма сопровождения бизнеса при международной торговле посредством интернет-технологий для стран с низкоконтекстными и высококонтекстными культурами.
Цель исследования заключается в изучении различий в использовании интернет-технологий в России и США через контекстность культур.
Для достижения вышеуказанной цели достигнуты следующие задачи: выделена сущность низкоконтекстных и высококонтекстных культур; описаны контекстно-культурные различия между Россией и США в рамках использования интернет-технологий; приведены примеры различий контекста культур в бизнес-среде России и США; разработан алгоритм сопровождения бизнеса при международной торговле посредством интернет-технологий для исследуемых стран.
В ходе исследования было установлено, что кросс-культурные различия являются неотъемлемой составляющей при организации совместной экономической деятельности, поскольку исключительно благоприятная деловая коммуникация, подстроенная под культурные особенности стран, позволяет организовать успешное международное сотрудничество. В заключении сделан вывод о значимости интернет-технологий, облегчающих процесс взаимного ознакомления с культурными особенностями стран.
В статье рассмотрены особенности цифровой экономики совместного потребления и ее влияние на поведение отдельных потребителей и домохозяйств. Авторы приходят к выводу, что в процессе распространения цифровых технологий появились новые формы совместного использования, получившие название «экономика совместного потребления». Цифровизация позволила охватить широкий спектр общих ресурсов (технический аспект совместного использования) и работать за пределами небольших групп и личных отношений (социальный аспект совместного использования). Этот двукратный цифровой переход к совместному использованию обеспечил
беспрецедентную эффективность в координации доступа к ресурсам. Он создал новые модели и практики разделения в пространстве между традиционным разделением, с одной стороны, и формальной рыночной экономикой, с другой, что привело к появлению нового класса систем распределения ресурсов, который именуется в литературе как цифровая экономика совместного потребления (ЦЭСП). Цифровые платформы поддерживают выполнение всех аспектов совместного потребления, включая поиск и сопоставление, распределение, обработку транзакций и действия после обмена, такие, как предоставление обзоров и отзывов. С социальной точки зрения платформы для совместного потребления улучшают локальное взаимодействие, а также позволяют формировать социальные связи между пространственно распределенными сообществами. Практика взаимного обмена, практика совместного использования на основе компенсации и платные услуги представляют собой спектр, охватываемый цифровизацией с точки зрения социальных практик. Этот спектр заполняет пространство между существовавшими ранее крайностями традиционного совместного использования и формальной рыночной экономикой.
В данной статье раскрывается проблема управления разработкой ИТ-проектов в условиях дистанционной занятости. Данная проблема стала актуальной для всего мира с появлением опасной вирусной инфекции COVID-19. Однако индустрия информационных технологий начала использовать средства дистанционной работы еще задолго до начала пандемии. Данная тенденция получила свое развитие благодаря появлению Интернета, который уничтожил границы найма специалистов по территориальным ограничениям. Это связано с тем, что во многих сферах ИТ-индустрии нет необходимости находиться непосредственно в офисе. С проведением некоторой аналитики были раскрыты актуальность проблемы управления ИТ-проектами на дистанционной основе и применение дистанционного управления разработкой ИТ-проектов в разных крупных компаниях, приведены примеры применения определенных технологий для решения той или иной проблемы и дана некоторая рецензия на каждую из этих технологий. Это позволит начинающим менеджерам находить решения в ситуациях, связанных с управлением ИТ-проектами на дистанционной основе, с большей эффективностью проводить планирование, назначать задачи и контролировать проект и многие его аспекты, а также без особых проблем связываться с клиентами для обсуждения технического задания.
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Сегодня долгосрочный конкурентный успех компании зависит от ее инновационной активности, основной задачей которой является освоение рыночной ниши и занятие лидерских позиций. Развитие инновационного процесса отражает общее состояние экономики и обусловлено социально-экономическими изменениями. Основным фоном этих изменений является формирование новой корпоративной культуры, порядка и методов координации и взаимодействия между субъектами инновационной деятельности. В данной статье автором рассматривается феномен инновационного предпринимательства, который определяется тем, что оно является одним из важнейших факторов устойчивого экономического развития и жизни любой страны и ведет к активному поиску новых парадигм, чтобы справиться с постоянными изменениями в эпоху интеграции и глобализации отношений. Была поставлена и решена задача установления такой взаимосвязи по результатам применения сложного индекса, известного как индекс структурно-динамического анализа (в зарубежной литературе он известен как инструмент “shift-share analysis”). Применение методов структурно-динамического анализа для оценки конкурентоспособности экономики регионов позволит получить результаты, выводящие в лидеры те регионы, которые располагают крупными или динамично развивающимися агломерациями. Это даст основание признать значимость этой организационной формы экономического пространства для формирования критической массы конкурентоспособных отраслей.