Теоретические аспекты инновационного предпринимательства как социокультурного феномена в экономическом развитии страны
Аннотация
Сегодня долгосрочный конкурентный успех компании зависит от ее инновационной активности, основной задачей которой является освоение рыночной ниши и занятие лидерских позиций. Развитие инновационного процесса отражает общее состояние экономики и обусловлено социально-экономическими изменениями. Основным фоном этих изменений является формирование новой корпоративной культуры, порядка и методов координации и взаимодействия между субъектами инновационной деятельности. В данной статье автором рассматривается феномен инновационного предпринимательства, который определяется тем, что оно является одним из важнейших факторов устойчивого экономического развития и жизни любой страны и ведет к активному поиску новых парадигм, чтобы справиться с постоянными изменениями в эпоху интеграции и глобализации отношений. Была поставлена и решена задача установления такой взаимосвязи по результатам применения сложного индекса, известного как индекс структурно-динамического анализа (в зарубежной литературе он известен как инструмент “shift-share analysis”). Применение методов структурно-динамического анализа для оценки конкурентоспособности экономики регионов позволит получить результаты, выводящие в лидеры те регионы, которые располагают крупными или динамично развивающимися агломерациями. Это даст основание признать значимость этой организационной формы экономического пространства для формирования критической массы конкурентоспособных отраслей.
Об авторе
Ю. Р. ВикуленкоКазахстан
Юлия Ринатовна Викуленко, магистр, старший преподаватель
Караганда
Список литературы
1. Ансофф И. Стратегическое управление / сокр. пер. с англ.; науч. ред. Л.И. Евенко. – М.: Экономика, 1989. – 519 с.
2. Антропов М.С. Управление знаниями, креативностью и инновациями в мультинациональных организациях : учебное пособие. М.: Издательство Российского университета дружбы народов, 2008. – 190 с.
3. Бородкин Ф.М., Айвазян С.А. Социальные индикаторы. – М.: Юнити-Дана, 2014. – 607 с.
4. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. – М.: Издательство Института научной информации по общественным наукам Академии наук СССР, 1972. – Т. 1. – 109 с.
5. Воронов А.А., Дыльнова З.М. Предпринимательство как особый вид социальной деятельности // Известия Саратовского университета. Новая версия. Серия: Социология. Политология. – 2005. – Т. 5. – № 1-2. – С. 11–20.
6. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики : учебник для вузов. – М.: Издательство Высшей школы экономики, 2000. – 495 с.
7. Друкер П. Эффективное управление. Экономические задачи и оптимальные решения / пер. с англ. – М.: Фаир-пресс, 1998. – 288 с.
8. Зомбарт В. Социология / пер. с нем. – Л.: Мысль, 2003. – 133 с.
9. Маркс К., Энгельс Ф. Избранные произведения : в 15 т. – М.: Прогресс, 1991.
10. Мизес Л. Индивид, рынок и правовое государство : антология / под ред. Д. Антисери, М. Балдини. – СПб.: Пневма, 1999. – 196 с.
11. Найт Ф.Х. Риск, неопределенности и прибыль. – М.: Дело, 2003. – 360 с.
12. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. – М.: Эксмо, 2007. – 960 с.
13. Сэй Ж.-Б. Трактат по политической экономии. Экономические софизмы. Экономические гармонии / сост., вступ. ст. и коммент. М.К. Бункиной, А.М. Семенова. – М.: Дело, 2000. – 232 с.
14. Смелзер Н. Социология. – М.: Феникс, 1994. – 479 с.
15. Тюрго Ж. Размышления о создании и распределении богатств. Ценности и деньги / пер. и доп. А.Н. Миклашевского. – Юрьев: Типография К. Маттисена, 1905. – 80 с.
16. Шумпетер Й. Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия / пер. с нем. В.С. Автономова, М.С. Любского, А.Ю. Чепуренко. – М.: Эксмо, 2007. – 862 с.
17. 2016: прогнозы по экономическому и технологическому развитию ИТ // PC Week/UE. – URL: https://www.pcweek.ua/themes/detail.php?ID=151032.
18. Badri M. Dimensions of Industrial Location Factors: Review and Exploration // Journal of Business and Public Affairs. – 2007. – Vol. 1. – No. 2. – P. 1–27.
19. Capello R. Entrepreneurship and spatial externalities: Theory and measurement // The Annalsь of Regional Science. – 2002. – Vol. 36. – P. 387–402.
20. Czamanski S. Identification of industrial clusters and complexes: a comparison of methods and findings // Urban Studies. – 1979. – Vol. 16. – P. 61–80.
21. Jacobs J. The Economies of Cities. – N.Y.: Random House, 1969. – 268 p.
22. Karlsson C., Zhang W. The role of universities in regional development Endogenous human capital and growth in a two-region model // The Annals of Regional Science. – 2001. – Vol. 35. – P. 179–197.
23. Maillat D. The innovation process and the role of the milieu // Regions Reconsidered: Economic Networks, Innovation, and Local Development. – London: Mansell, 1991. – P. 103–117.
24. Park S. Regional issues in the Pacific Rim // Papers in Regional Science. – 2000. – Vol. 79. – P. 333–342.
25. Pinchot G. Intrapreneuring: why you don’t have to leave the corporation to become an entrepreneur. – N.Y.: Harper and Row, 1985. – 400 p.
26. Perroux F. Economic space: theory and applications // Quarterly Journal of Economics. – 1950. – Vol. 64. – P. 89–104.
27. Porter M. Location, clusters, and the “new” micro-economics of competition // Business Economics. – 1998. – Vol. 33. – Is. 1. – P. 7–13.
28. Schuler R. Transportation and telecommunications networks: Planning urban infrastructure for the 21<sup>st</sup> century // Urban Studies. – 1992. – Vol. 39. – Is. 2. – P. 297–310.
29. Shibusawa H. Cyberspace and physical space in an urban economy // Papers in Regional Science. – 2000. – Vol. 79. – P. 253–270.
Рецензия
Для цитирования:
Викуленко Ю.Р. Теоретические аспекты инновационного предпринимательства как социокультурного феномена в экономическом развитии страны. Казанский экономический вестник. 2021;(4):106-116.
For citation:
Vikulenko Yu.R. Theoretical aspects of innovative entrepreneurship as a socio-cultural phenomenon in the economic development of the country. Kazan economic vestnik. 2021;(4):106-116. (In Russ.)