Preview

Казанский экономический вестник

Расширенный поиск

Причинно-следственные связи изменчивости качества товаров и их группировка

Аннотация

Актуальность темы исследования определяется тем, что группировка способствует лучшему познанию товаров агентами рынка, и недостаточной изученностью проблемы качественной группировки. Однако группировке товара переменного качества все еще не уделяется должного внимания, а имеющаяся неполная информация о свойствах товаров разбросана по разным источникам, недоступным многим потребителям.

Введен термин «группировка переменного качества», определяемый как разделение товарного набора по группировочным признакам на отдельные подгруппы по особенностям изменчивости качества.

Раскрыты причины переменности качества товаров, формируемые в процессе производства и потребления, заключающиеся в том, что, во-первых, в процессе производства товары подвержены отклонениям от параметров качества материалов, полуфабрикатов, погрешности изготовления, сборки, контроля, которые приводят к изменению качества; во-вторых, качество самих производственных факторов зависит от воздействия среды; в-третьих, у каждого индивидуального потребителя есть свое оценочное суждение о качестве товара, что является причиной разброса оценочного значения качества рыночной совокупности потребителей.

Предложена группировка товаров по следующим качественным признакам: использование товара по качеству; идентичность сочетания качества товаров; проверяемость качества товаров; набор качественных характеристик; взаимодействие цены качества товара и богатства потребителей; привязка ко времени – датированные товары, географической местности – пространственные товары, взаимодействие со средой или миром – контингентные товары; цифровые товары программно-изменяющегося качества.

Об авторе

Г. Н. Исмагилова
Казанский (Приволжский) федеральный университет
Россия

Исмагилова Гульнара Наилевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры территориальной экономики



Список литературы

1. Акерлоф Дж. Рынок «лимонов»: неопределенность качества и рыночный механизм // THESIS. – 1994. – Вып. 5. – С. 91 –104.

2. Вехи экономической мысли. Теория потребительского поведения и спроса / под ред. В.М. Гальперина. – СПб.: Экономическая школа, 2000. – Т. 1. – 380 с.

3. Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика: в 2 т. / под общ. ред. В.М. Гальперина. – СПб.: Экономическая школа, 2000. – Т. 1. – 349 с.; Т. 2. – 503 с.

4. Иванов С.В. Теоретические основы формирования экономики знаний // Социально-экономические явления и процессы. – 2011. – № 8. – С. 85–92.

5. Сафиуллин Л.Н., Сафиуллин Н.З. Интерпретация допущения «прочих условий» в теории спроса и предложения // Современная экономика. – 2002. – № 3. – С. 18–23.

6. Исмагилова Г.Н., Сафиуллин Н.З. Формирование институтов качества: измерение качества товаров и удовлетворенности потребителей // Казанский экономический вестник. – 2015. – № 1. – С. 34–42.

7. Кедров Б.М. О количественных и качественных изменениях в природе М.: Государственное издательство политической литературы, 1946. – 287 с.

8. Котлер Ф., Армстронг Г. Основы маркетинга / пер. с англ. – 12-е изд. – М.: Вильямс, 2009. – 1072 с.

9. Мас-Колелл А., Уинстон М., Грин Дж. Микроэкономическая теория: учебник: в 2 т. / пер. с англ. Ю. Автономова и др.; под ред. М.И. Левина. – М.: Дело, 2016.

10. Мировая экономическая мысль. Сквозь призму веков: в 5 т. / под ред. Г.Г. Фетисова, А.Г. Худокормова. – М.: Мысль, 2004. – 767 с.

11. Постановление Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 № 55 (ред. от 15. 05.2020) «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации».

12. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Инфра-М, 2021. – 512 с.

13. Сафиуллин Н.З. Анализ стохастических систем и его приложения. – Казань: Издательство Казанского государственного технологического университета, 1998. – 168 с.

14. Словарь по экономике / пер. с англ.; под ред. П.А. Ватника. – СПб.: Экономическая школа, 1998. – 752 с.

15. Теория статистики: учебник / под ред. Г.Л. Громыко. – М.: Инфра-М, 2000. – 414 с.

16. Тироль Ж. Рынки и рыночная власть: теория организации промышленности: в 2 т. / пер. с англ.; под ред. В.М. Гальперина и Н.А. Зинкевича. – 2-е изд., испр. – СПб.: Экономическая школа, 2000.

17. Чемберлин Э. Теория монополистический конкуренции: реориентация теории стоимости / пер. с англ.; под ред. Ю.Я. Ольсевича. – М.: Экономика, 1996. – 351с.

18. Ironmonger D.S., Lloyd-Smith, C.W., Soupourmas F. New products of 1980s and 1990's: The Diffusion of household technology in the decade 1985–1995 // Prometheus (United Kingdom). – 2000. – Vol. 18. – Is. 4. – P. 403–415.

19. Kihlstrom R.E., Levhari D. Quality, Regulation and Efficiency // Kyklos. – 1977. – Vol. 30. – Is. 2. – P. 214–234.

20. Malinvaud E. About the role, in older days, of econometrics in quantitative economics // European Journal of the History of Economic Thought. – 2007. – Vol. 14. – Is. 3. – P. 423–448.

21. Nelson P. Information and consumer Behavior // Journal of Political Economy. – 1970. – Vol. 78. – P. 311–329.

22. Saving T.R. How much and how often: A model of repeated consumption with endogenous consumption frequency // Economics Letters. – 2011. – Vol. 110. – Is. 3. – P. 186–188.

23. Thomas J.M. On modelling product heterogeneity in empirical specifications: The formulation and testing of a product quality index // Applied Economics. – 1994. – Vol. 26. – Is. 1. – P. 65–72.

24. Wilde L.L., Schwartz A. Uncertainty and shopping behavior: An experimental analysis // Review of Economic Studies. – 1988. – Vol. 55. – Is 2. – P. 323–342.


Рецензия

Для цитирования:


Исмагилова Г.Н. Причинно-следственные связи изменчивости качества товаров и их группировка. Казанский экономический вестник. 2021;(6):5-13.

For citation:


Ismagilova G.N. Cause and effective relationship of variability of quality of goods and their grouping. Kazan economic vestnik. 2021;(6):5-13. (In Russ.)

Просмотров: 16


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2305-4212 (Print)