Краудфандинг как метод привлечения инвестиций на основе платформенных решений
Аннотация
Статья посвящена анализу особенностей применения краудфандинга как способа инвестирования и привлечения инвестиций с помощью специализированных интернет-ресурсов для реализации инновационных, социальных и бизнес-проектов, требующих от их авторов (реципиентов) специальных компетенций, которые могут повлиять на принятие положительного решения со стороны бизнес-партнеров и «доноров». Краудфандинг рассматривается как элемент системы крауд-технологий.
В статье дано определение понятия «крауд-технологии», выделены их характерные особенности. Систематизированы научные подходы к пониманию сущности понятия «краудфандинг» зарубежными и отечественными учеными. Выработана авторская позиция. Представлена классификация видов краудфандинга, а именно благотворительный краудфандинг, бонусный краудфандинг, долговой краудфандинг, акционерный краудфандинг. Рассмотрены преимущества и недостатки применения краудфандинга в современных условиях ведения бизнеса. Проведен анализ отдельных положений российского законодательства в отношении инвестирования и привлечения средств с использованием специализированных инвестиционных платформ. Представлены статистические данные относительно объема заключенных в России сделок с использованием инвестиционных платформ. Сделан вывод, что краудфандинг является инновационным социально-экономическим инструментом, который может стать эффективным катализатором предпринимательской деятельности в современных условиях, позволяя малому и среднему бизнесу найти альтернативные банковским источники финансирования и простимулировать небанковские методы кредитования.
Об авторах
Н. И. ХраброваРоссия
Храброва Наталья Ивановна - кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента, туризма и гостиничного бизнеса.
З. В. Кушхова
Россия
Кушхова Залина Валерьевна - кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента, туризма и гостиничного бизнеса.
Список литературы
1. Балыхин М.Г., Генералова А.В. Краудфандинг – платформа поддержки научных разработок // Социологические исследования. – 2015. – № 9 (377). – С. 57–61.
2. Габов А.В., Хаванова И.А. Краудфандинг: законодательное оформление WEB-модели финансирования в контексте правовой доктрины и зарубежного опыта // Вестник Пермского университета. Юридические науки. – 2020. – № 47. – С. 28–44.
3. Гусева Д.Е., Малыхин Н.И. Краудфандинг: сущность, преимущества и риски // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. – 2014. – № 9–10. – С. 30–34.
4. Официальный сайт Центрального банка Российской Федерации. – URL: https://www.cbr.ru/ (дата обращения: 06.12.2020).
5. Указание Банка России от 04.12.2019 № 5342-У «О порядке ведения реестра операторов инвестиционных платформ» // КонсультантПлюс. – URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 20.01.2021).
6. Федеральный закон от 02.08.2019 № 259-ФЗ «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // КонсультантПлюс. – URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 20.01.2021).
7. Храброва Н.И., Хатикова З.В. Цифровой токен как инструмент привлечения инвестиций в условиях диджитализации экономики // Устойчивое развитие социально-экономической системы Российской Федерации: сборник трудов XXII Всероссийской научно-практической конференции (г. Симферополь, 19–20 ноября 2020 г.) / науч. ред. В.М. Ячменева; ред. кол.: Е.Ф. Ячменев, Р.А. Тимаев, Т.И. Воробец. – Симферополь: Ариал, 2020. – С. 303–306.
8. Чуланова О.Л. Современные крауд-технологии: краудсорсинг, краудфандинг, краудинвестинг, крауд-лендинг // Материалы Афанасьевских чтений. – 2017. – № 1 (18). – С. 64–79.
9. Belleflamme P., Lambert T., Schwienbacher A. Crowdfunding: Tapping the right crowd // Journal of Business Venturing. – 2014. – Vol. 29. – Is. 5. – P. 585–609.
10. Ceraso A. Crowd technologies: Rhetoric and power in peer production discourse. – URL: https://search.proquest.com/docview/304988911/ (date of the application: 03.12.2020).
11. Gerber E., Hui J., Kuo P. Crowdfunding: Why people are motivated to post and fund projects on crowd-funding platforms // Design, Influence, and Social Technologies Workshop at Computer Supported Cooperative Work. – 2012. – URL: http//distworkshop.files.wordpress.com/2012/01/dist2012_submission_11.pdf/ (date of the application: 20.11.2020).
12. Hallen B.L., Eisenhardt K.M. Catalyzing strategies and efficient tie formation: how entrepreneurial firms obtain investment ties // The Academy of Management Journal. – 2012. – No. 55. – P. 35–70.
13. Howe J. Crowdsourcing: Why the power of the crowd is driving the future of business. – N.Y.: Crowd Business, 2009. – 336 p.
14. Koning R., Model J. Experimental study of crowdfunding cascades: When nothing is better than something. – URL: http//ssrn.com/abstract=2308161/ (date of the application: 20.01.2021).
15. Kuppuswamy V., Bayus B. A Review of Crowdfunding Research and Findings. – 2016. – URL: http://ru.scribd.com/document/351726686/a-review-of-crowdfunding-research-and-findings/ (date of the application: 20.01.2021).
16. Lerner J. Venture Capitalists and the Oversight of Private Firms // Journal of Finance. – 1995. – No. 50. – P. 301–318.
17. Miller K.D., Fabian F., Lin S.-J. Strategies for online communities // Strategic Management Journal. – 2009. – No. 30. – P. 305–322.
18. Mollick E. The Dynamics of Crowdfunding: An Exploratory Study // Journal of Business Venturing. – 2014. – Vol. 29. – Is. 1. – P. 1–16.
19. Schwienbacher A., Larralde B. Crowdfunding of Small Entrepreneurial Ventures: Handbook of Entrepreneurial Finance Forthcoming. – 2010. – URL: http://papers.ssrn.com/so13/papers.cfm?abstract_id=1699183/ (date of the application: 20.01.2021).
Рецензия
Для цитирования:
Храброва Н.И., Кушхова З.В. Краудфандинг как метод привлечения инвестиций на основе платформенных решений. Казанский экономический вестник. 2021;(1):92-97.
For citation:
Khrabrova N.I., Kushkhova Z.V. Crowdfunding as a method of attracting investments in the form of platform solutions. Kazan economic vestnik. 2021;(1):92-97.