ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ
Информационные технологии формируют новые тренды и направления, которые способствуют трансформации реальности. Данные тренды связаны с распространением сети Интернет, доступностью мобильных устройств, созданием миниатюрных производственных устройств, искусственного интеллекта, в корне меняющих ландшафт системы сбыта, продвижение товара, взаимодействие между сообществами. Однако стоит подчеркнуть, что изменения формируются не самими технологиями как таковыми, а тем, как они влияют на социальные и экономические системы. Действительно, информационные технологии трансформируют реальность, изменяя все, что сегодня мы воспринимаем как должное – от механизмов производства товаров и услуг до инструментов для общения, работы и восприятия окружающего мира. Во всех перечисленных трендах репутационный элемент становится одним из ключевых факторов достижения узнаваемости бренда организации и устойчивых конкурентных преимуществ.
В этих условиях становится актуальным переосмысление термина «экосистема» применительно к описанию схемы взаимодействия и взаимозависимости разных сообществ. В данной статье попытаемся систематизировать основополагающие понятия, возникшие в научном исследовательском поле в ответ на развитие технологий и переход деятельности организации в информационное пространство, а именно: сообщества, платформа и экосистема. Целью статьи является попытка дать корректное осмысление новых свойств категорий «платформа», «экосистема» и «сообщества» в информационном пространстве.
Без контроля качества продукции и услуг невозможно представить современное производство. Стандартизация и сертификация являются инструментами такого контроля. Авторами в статье рассмотрена важность применения нормативных документов по стандартизации в индустрии туризма. Одним из важных направлений стандартизации и сертификации рекреационных услуг выступает функционирование гостиничных предприятий. Это вызвано непрерывным ростом требований клиентов к качеству предоставляемых услуг, значительным повышением стандартов обслуживания в наиболее развитых странах мира. Отмечается важность принятия Постановления Правительства РФ от 18 ноября 2020 г. № 1860 «Об утверждении положения о классификации гостиниц». Анализ современных общемировых тенденций развития индустрии туризма и гостеприимства, базирующихся на основе данных многочисленных международных исследований соответствующих рынков, позволяет выявить ряд новых требований. Это обусловлено непрерывным ростом потребностей людей в сфере рекреационного обслуживания. В целом необходимо отметить важность и актуальность мероприятий по стандартизации и сертификации в сфере туризма и гостеприимства. Принятие новых нормативных документов в данной сфере будет способствовать дальнейшему развитию всех видов туризма в Российской Федерации, а также повышению качества оказываемых в данной отрасли услуг.
Пандемия мирового уровня затронула абсолютно все сферы жизни человека и общества. Всем макроэкономическим агентам – домохозяйствам, фирмам, государству, иностранному сектору – пришлось перестраиваться под новые экономические условия, вызванные Covid-19. Серьезный негативный шок совокупного спроса и совокупного предложения отразился на предпринимательском секторе всех уровней: от малого до крупного. В сложившейся ситуации одни отрасли усилили свои конкурентоспособные позиции, другие – ослабили. Цель последних во время пандемии заключается в том, чтобы остаться на «золотой середине», удержать баланс и не сойти с рынка. Некоторые предприятия, не справившись, все-таки были вынуждены покинуть рынок. Больше всего это коснулось вновь созданных предприятий. В результате появились такие проблемы, как повсеместная безработица, низкая производительность, нарушение цепочки поставок и экономический спад. Адаптируясь, предприниматели качественно изменили условия максимизации прибыли предприятий. Новые инструменты развития предпринимательства обеспечивают гарантию сохранения крупных и малых предприятий в жестких и стесненных условиях экономики. В статье анализируются развитие предпринимательства в разных отраслях экономики, его трансформация, а также создание статуса устойчивости в критические периоды.
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА
В условиях пандемии COVID-19 возросла актуальность поиска новых источников налоговых доходов государства. В связи с ростом запросов населения на социальную справедливость в России введены меры, усиливающие прогрессию в налогообложении доходов физических лиц и символизирующие окончание эпохи плоской шкалы. Для эффективной трансплантации прогрессивного налогообложения в российскую налоговую систему необходимо детальное исследование лучших практик развитых стран. В связи с этим задача исследования – оценить роль подоходного налогообложения в налоговых доходах и исследовать тенденции в практике применения прогрессивной шкалы налогообложения в странах ЕС. В статье приведены результаты анализа налогового вклада в ВВП по странам ЕС за 1995–2019 гг. и роли подоходного налогообложения физических лиц в доходах бюджета. Исследована прогрессивная шкала налогообложения в наиболее развитых странах ЕС, имеющих высокий уровень верхней ставки налога, а также перспективы введения прогрессивной шкалы в странах ЕС, применяющих в настоящее время плоскую систему налогообложения. Сделан вывод об отсутствии в развитых странах ЕС потенциала для повышения ставок, в отличие от стран ЕС, применяющих плоскую шкалу. На основе европейского опыта обозначены наиболее приемлемые характеристики прогрессивной шкалы налогообложения в России.
В данной статье рассматривается пандемия COVID-19 и то, каким образом мировые компании смогли осуществить переход на новый способ организации труда, который, возможно, может стать прообразом офисной работы в XXI в. В результате четвертой промышленной революции прорывные технологии стали доминировать на международных рынках, и, как следствие, произошел существенный сдвиг в парадигме организационной структуры. Компании, которые вовремя смогли переосмыслить свои стратегические задачи и адекватно использовать технологические наработки, сумели быстро адаптироваться к изменившимся условиям. Оперативные действия помогли смягчить удар, который нанесли пандемия и последующий локдаун. Повсеместно доступный Интернет стал способом решения возникшей проблемы: как минимизировать ущерб от повсеместно принятых карантинных мер и как обеспечить устойчивое развитие компании в условиях неопределенности. Практика, которая раньше определялась термином «удаленная работа», стала тем механизмом, который позволил компаниям выжить. Успешное использование различных платформ для организации работы из дома заставил компании пересмотреть свой подход не только к количеству работников, которым необходимо находиться в офисе, но и к практике распределения оперативных задач. Вывод, который можно сделать с достаточной уверенностью – офисная работа после пандемии никогда не будет прежней.
Значение киноиндустрии для государства сложно переоценить – это и пополнение государственного бюджета, и создание рабочих мест, и привлечение иностранных инвестиций, и улучшение репутации страны, и продвижение национальной культуры, и проч. Необходимо выделить и иные функции кинематографа: создание и распространение определенных ценностей, продвижение государственных идеалов и приоритетов. В качестве примера был взят кинематограф Китайской Народной Республики как самой перспективной страны в этой сфере. За десять лет Китай смог с низких позиций подняться на второе место рейтинга по кассовым сборам и количеству выпускаемых фильмов. Основными причинами этого выступают протекционистская политика государства, технологическая продвинутость страны, большая численность населения. Как полагают многие эксперты, в скором будущем Китай станет крупнейшим рынком в сфере киноиндустрии. Ключевыми жанрами кино, пользующимися популярностью у местного населения, являются боевики, комедии и драматические фильмы. Из-за пандемии данная отрасль столкнулась с проблемами в первой половине 2020 г., однако уже сейчас благодаря своевременным действиям правительства наблюдаются определенные улучшения. По одному показателю – кассовым сборам – Китай занял лидирующую позицию в мире на октябрь 2020 г.
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА
Статья посвящена исследованию нематериальных активов и нематериального капитала в региональной социально-экономической системе. Цель исследования – выявить зависимости в распределения нематериальных активов регионов, определяющих создание валового регионального продукта. Исследование выполнено на актуальную тему в связи с возросшей ролью нематериальных активов в создании материального продукта и распределении товаров конечного потребления. Современные научные школы, как российские, так и зарубежные, все больше внимания уделяют исследованию творческого, креативного труда человека, делая акцент на безграничности познания человеческого капитала, находящегося в непрерывной динамике развития [3]. В статье уделяется внимание инвестициям в образование, приводятся результаты анализа распределения инвестиций в нематериальные активы по федеральным округам, посредством корреляционного анализа выявляется отсутствие зависимости между численностью населения и распределением нематериальных активов (корреляция – 38,18 %), дается авторская трактовка категории «нематериальный капитал региона», который рассчитывается как совокупность воспроизводимых, не связанных с эксплуатацией природных ресурсов, интеллектуальных и инновационных факторов производства [4]. В качестве источника статистических данных выступает Федеральная служба государственной статистики. Автором делается вывод, что воспроизводство нематериального капитала в региональной социально-экономической системе является сложным многоуровневым процессом, требующим всестороннего исследования.
В статье изложены анализ и оценка актуальной демографической ситуации в 2019–2020 гг. в Республике Татарстан в контексте динамики, которая сложилась в регионах Приволжского федерального округа. Рассмотрены такие показатели, как естественный прирост/убыль населения, брачность, разводимость, рождаемость, смертность. За последние годы в среднем по Российской Федерации и в Республике Татарстан отмечались положительные тенденции в области демографических процессов. В 2020 г. демографическая ситуация в регионе изменилась под влиянием различных факторов, связанных с мировым экономическим кризисом и пандемией, что привело к снижению коэффициента брачности, увеличению коэффициента смертности, тому, что молодежь не спешит заводить детей, а если и заводит – то только одного ребенка. Увеличение смертности и снижение рождаемости может привести к депопуляции населения. Демографическая ситуация в республике приобрела особый характер, что требует незамедлительных мер по ее разрешению. Анализ демографических показателей Республики Татарстан в условиях распространения COVID-19 позволит выявить наиболее актуальные демографические проблемы и определить приоритетные направления демографической политики, профильным министерствам и ведомствам разработать действенные меры противодействия COVID-19 с учетом региональной специфики.
В современных реалиях развития экономики особую актуальность приобретает проблема обеспечения равных финансовых возможностей для всех регионов страны. Для Российской Федерации, в состав которой входит большое число регионов, различающихся по площади территории, численности населения, природно-климатическим условиям, историческому развитию, данная проблема имеет большое значение, поскольку это оказывает значительное воздействие на уровень социально-экономического развития территорий. При этом из года в год степень экономической дифференциации регионов России не только увеличивается, но и усиливает свое значение. В целях обеспечения равных финансовых возможностей регионов применяется механизм межбюджетных трансфертов, заключающийся в оказании финансовой помощи путем перераспределения денежных средств между регионами-донорами и реципиентами. При этом без должного внимания остаются вопросы, связанные с обеспечением финансовой самостоятельности и независимости субъектов Российской Федерации. В данных условиях развития особое значение приобретают проблемы, связанные с исследованием процесса формирования налогового потенциала регионов, который характеризует уровень поступления налоговых доходов в бюджет субъекта РФ. Таким образом, целью данной статьи является исследование вопросов формирования, использования и развития регионами собственного налогового потенциала.
В рамках статьи рассматривается вопрос развития и использовании такого экономического инструмента, как государственно-частное партнерство (ГЧП). На данный момент ГЧП представляется актуальным и перспективным механизмом социально-экономического развития российских регионов, нуждающихся в привлечении новых инвестиций. Оно позволяет преодолеть ограниченность бюджета и решать больший объем социально-экономических проблем территории, обеспечивает экономическую безопасность территории, становится инструментом устойчивого развития. В связи с этим в рамках работы предпринята попытка оценить уровень развития ГЧП в регионах России и степень заинтересованности субъектов РФ в данном экономическом инструменте. В рамках исследования проведен анализ результатов развития ГЧП в 14 регионах Приволжского федерального округа за период 2014–2018 гг. Помимо самих данных о ГЧП также были проанализированы региональные документы стратегического планирования, что позволило определить перспективы развития ГЧП в каждом из регионов ПФО. Проведенный анализ позволил выявить проблемы, связанные как с уровнем развития ГЧП в исследуемых регионах, так и со стратегическим видением того, как данный инструмент должен развиваться и применяться в интересах социально-экономического развития субъектов РФ.
БУХГАЛТЕРСКИЙ И УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ
Нефть – ценнейший ресурс, доходы от добычи которого формируют значительную долю поступлений в государственный бюджет многих стран, в том числе и России. Тем не менее в последние годы в нефтяной отрасли наметились негативные тенденции, связанные в том числе с повышением внимания к возобновляемым источникам энергии. Нефтегазовые компании сталкиваются со множеством проблем, вызывающих серьезные изменения в их стратегиях ведения бизнеса. Закрытие скважин и программ бурения, перенос сроков, простаивание буровых установок, увольнение персонала, закрытие офисов и пересмотр условий кредитования – это лишь малая часть того, что принес с собой текущий экономический кризис. В современных условиях деятельность нефтедобывающих компаний находится под значительным давлением как внешних, так и внутренних факторов. Спрос на жидкие энергоносители с каждым годом падает, а недавние события, связанные с COVID-19, и вовсе поставили под сомнение возвращение отраслевых показателей к докризисному периоду. Все эти факторы оказывают значительное влияние на учет и оценку в отчетности внеоборотных активов нефтедобывающих компаний. Поэтому вопрос о том, насколько достоверно нефтяные компании отражают финансовые показатели в своей отчетности, встает в наши дни особенно остро.
В настоящее время деятельность коммерческих организаций построена на бизнес-процессах, состоящих из взаимосвязанных процедур, направленных на достижение конечного результата. Важнейшую роль в управлении бизнес-процессами играет проведение аудита, который в целом положительно воздействует на функционирование и развитие коммерческой организации. Актуальность исследования аудита эффективности бизнес-процессов в коммерческой организации в аспекте современной рыночной экономики обусловливается в первую очередь активным развитием предпринимательской деятельности, что создает большую конкуренцию среди отечественных предприятий. В связи с этим возникает необходимость повышения конкурентоспособности организации, производства и управленческой деятельности. Как правило, для улучшения работы предприятия сначала необходимо провести исследование и оценку производственной и управленческой деятельности, которые осуществляются в рамках аудита эффективности бизнес-процессов. Роль аудита эффективности бизнес-процессов заключается в выявлении недостатков в функционировании коммерческой организации. В данной статье рассматриваются понятия «аудит бизнес-процессов» и «аудит эффективности бизнес-процессов», выделяются особенности аудита эффективности бизнес-процессов, а также определяется их роль и значение в функционировании современного предприятия. Кроме того, в статье представлены основные этапы аудита эффективности бизнес-процессов, которым рекомендуется следовать каждой организации при проведении подобного аудита.
В статье изучается актуальная тема – основные нововведения принятого и вступающего в действие с 2021 г. Федерального стандарта бухгалтерского учета 5/2019 «Запасы», введенного вместо Положения по бухгалтерскому учету 5/01 «Учет материально-производственных запасов». Основу данного стандарта составляет Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 2 «Запасы», соответственно, он заимствует из него большой объем различных аспектов, адаптируясь под российские особенности ведения учета и формирования отчетности.
Данный стандарт является обязательным к применению среди всех коммерческих экономических субъектов, за исключением предприятий, представляющих субъекты малого предпринимательства. В целях раскрытия данного вопроса изучены новые нормы в сравнении с действующими на текущий момент времени, а также выделены основные их различия. Акцент сделан на раскрытии понятия «запасы, определении их фактической стоимости, а также иных аспектах учета, что проиллюстрировано на конкретных примерах. Также рассмотрены аспекты формирования показателей бухгалтерской отчетности, связанные с введением данного стандарта. В заключении исследования сформулирован вывод о целесообразности введения данного стандарта и влияния его на качество формируемой отчетности с позиции внешних пользователей.
ФИНАНСЫ И КРЕДИТ
Данная статья посвящена исследованию воздействия монетарной политики на развитие фондового рынка развитых стран. В рамках данной статьи мы рассматривали развитие фондовых рынков стран Евросоюза. Выбирая факторы, которые могут повлиять на развитие рынка ценных бумаг, мы учитывали особенности современной монетарной политики, направленной на защиту экономик развитых стран от негативных условий, встречающихся на стратегических товарных рынках, и темпов инфляции доллара и евро.
Моделирование процесса развития фондового рынка в странах Евросоюза может осуществляться на основе применения экономико-математических методов. В частности, мы провели корреляционно-регрессионный анализ зависимости прибыльности фондового рынка стран Евросоюза от ряда макроэкономических факторов.
Одним из теоретических обоснований влияния денежно-кредитной политики на доходность акций может быть механизм кредитного канала, разделенный на канал баланса и канал банковского кредита. Во-первых, негативный шок денежно-кредитной политики увеличивает затраты по внешним займам и снижает стоимость активов фирмы, которые могут служить залогом новых кредитов. Это уменьшает доступ к кредитам и, в целом, к любому типу внешних заимствований, что приводит к тому, что фирмы вынуждены снижать уровень инвестиций. Тогда конечными последствиями шока может быть снижение денежных потоков и норм прибыли. Для банковского кредитного канала характерна несколько другая ситуация: ограничительный кредит заставляет банки сокращать предложение кредитов и повышать ставки. Это также оказывает негативное влияние на денежный поток фирм, доходность акций.
Статья посвящена анализу особенностей применения краудфандинга как способа инвестирования и привлечения инвестиций с помощью специализированных интернет-ресурсов для реализации инновационных, социальных и бизнес-проектов, требующих от их авторов (реципиентов) специальных компетенций, которые могут повлиять на принятие положительного решения со стороны бизнес-партнеров и «доноров». Краудфандинг рассматривается как элемент системы крауд-технологий.
В статье дано определение понятия «крауд-технологии», выделены их характерные особенности. Систематизированы научные подходы к пониманию сущности понятия «краудфандинг» зарубежными и отечественными учеными. Выработана авторская позиция. Представлена классификация видов краудфандинга, а именно благотворительный краудфандинг, бонусный краудфандинг, долговой краудфандинг, акционерный краудфандинг. Рассмотрены преимущества и недостатки применения краудфандинга в современных условиях ведения бизнеса. Проведен анализ отдельных положений российского законодательства в отношении инвестирования и привлечения средств с использованием специализированных инвестиционных платформ. Представлены статистические данные относительно объема заключенных в России сделок с использованием инвестиционных платформ. Сделан вывод, что краудфандинг является инновационным социально-экономическим инструментом, который может стать эффективным катализатором предпринимательской деятельности в современных условиях, позволяя малому и среднему бизнесу найти альтернативные банковским источники финансирования и простимулировать небанковские методы кредитования.
МАРКЕТИНГ И ОБЩЕСТВО
Актуальность исследований социально-экономического развития регионов не вызывает сомнений. Особенно интересным представляется изучение вопроса позиционирования и продвижения территории с учетом ценности и клиентского опыта. Однако ценность, особенно потребительская ценность, чаще всего рассматривается в контексте материальных объектов, товаров и услуг. В данной статье авторами рассматривается марочный капитал территории, дается его авторская трактовка, которая в отличие от других основана на специфической природе объектов данной территории, формирующей дополнительный специфический денежный поток. Кроме того, в статье представлена авторская модель маркетинга территории с позиции управления марочным капиталом в зависимости от стратегии такого маркетинга. В статье также представлена иерархическая платформа маркетинга территории, где марочный капитал и бренд территории рассматриваются с метафизической позиции, что позволяет говорить о специфическом восприятии нематериального актива территории. Авторами выдвигается гипотеза о влиянии марочного капитала объектов территории на инвестиционную привлекательность региона. В статье делается вывод о наличии двух направлений маркетинга территории с позиции воздействия на целевую аудиторию и с позиции воздействия на усиление инвестиционной привлекательности. Также в статье представлена научная полемика с различных позиций: философской, маркетинговой и геополитической.