Управление образовательным учреждением на базе дистанционных технологий: проблемы и перспективы
Аннотация
Пандемия 2020 г. обусловила ускоренное развитие дистанционного образования. Предпосылки появления дистанционного образования были замечены уже давно. Однако широкое распространение оно получило только в результате непредвиденных факторов внешней среды. При анализе дистанционного образования были выявлены преимущества данной формы обучения: доступность образования для многих категорий граждан, возможность выбора высокорейтингового или зарубежного университета, гибкий график обучения, экономия временных и финансовых ресурсов. Недостатками такой формы обучения являются: необходимость освоения новых информационных технологий преподавателями и студентами, необходимость наличия стабильного Интернета, высокие требования к дисциплине. В статье выделены основные проблемы управления дистанционным образованием: нормативно-правовые проблемы, коммуникационные барьеры, проблема социализации студентов, методические проблемы и уровень качества образования. Тем не менее данная форма имеет и свои перспективы развития – усиление кооперации между учебными заведениями, формирование новых методик обучения, формирование гибридной формы образования. Приведены рекомендации по совершенствованию и применению дистанционных технологий: повышение квалификации педагогов, совершенствование системы управления образовательного учреждения, формирование дистанционных методик организации научной работы, использование виртуальной и дополнительной реальности в образовании, а также разработка дистанционных технологий для профессиональной ориентации студентов.
Ключевые слова
Об авторах
М. Р. ЗайнуллинаРоссия
Зайнуллина Миляуша Рашитовна, кандидат экономических наук, доцент
Л. М. Давлетшина
Россия
Давлетшина Лейсан Мидехатовна, кандидат экономических наук, доцент
Список литературы
1. Боброва И.И., Трофимов Е.Г. Информационные технологии в реализации дистанционных образовательных программ в гуманитарном вузе: монография. – 2-е изд., стер. – М.: ФЛИНТА, 2020. – 69 с.
2. Карманова Е.В. Организация учебного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий: учебное пособие. – М.: ИНФРА –М, 2020. – 109 с.
3. Лебедева М.А., Агапонов С.В., Горюнова М.А., Костиков А.Н., Костикова Н.А., Никитина Л.Н., Соколова И.И., Степаненко Е.Б., Фрадкин В.Е.,Шилова О.Н. Дистанционные образовательные технологии: проектирование и реализация учебных курсов. – СПб.: БХВ-Петербург, 2010. – 336 с.
4. Пупков А.Н., Царев Р.Ю., Капулин Д.В. Управление хранением и обработкой информации в образовательных средах дистанционного обучения: монографии. – Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2012. – 132 с.
5. Кузнецов А.Г., Никитина Е.Ю. Трансформация образования: традиционное образование или дистанционное образование? // Информационное общество. – 2020. – № 3. – С. 34–39.
6. Кононова Т.М., Горева О.М. Дистанционное образование в контексте информационной цивилизации // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. – С. 1452.
7. Алексеева У.С. Современное дистанционное образование: проблемы и перспективы развития // Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения. – 2015, спец. выпуск. – С. 55–61.
8. Белухина Н.Н. Дистанционное образование – образование через всю жизнь // Вестник Ульяновского государственного технического университета. – 2009. – № 4(48). – С. 4–7.
9. Мазаев Ю.Н., Макарова Л.В. Дистанционное образование: аргументы «за» и «против» // Социальная политика и социология. – 2015. – Т. 14. – № 6 (113). – С. 93–101.
10. Nagimova A., Zainullina M., Palei T. Investments in education system-do the results correspond to the expectations? // Social Sciences and Interdisciplinary Behavior. – 2016. – Рр. 35–40.
11. Mustafina A.A., Kaigorodova G.N., Alyakina P.D., Velichko N.Y., Zainullina M.R. Digital technology in insurance // Advances in Intelligent Systems and Computing. – 2020. – Рр. 678–685.
12. Safiullin M.R., Akhmetshin E.M. Digital transformation of a university as a factor of ensuring its competitiveness // International Journal of Engineering and Advanced Technology. – 2019. – Vol. 9. – № 1. – Рр. 7387–7390.
13. Gafurov I.R., Safiullin M.R., Elshin L.A. Mechanisms of higher school development in the paradigm of its global competitiveness (on the example of the kazan federal university) // Quid: Investigación, Ciencia y Tecnología. – 2017. – № 1. – Рр. 1495.
14. Safiullin M.R., Akhmetshin E.M., Vasilev V.L. Production of indicators for evaluation of digital transformation of modern university // International Journal of Engineering and Advanced Technology. – 2019. – Vol. 9. – № 1. – Рр. 7399–7402.
Рецензия
Для цитирования:
Зайнуллина М.Р., Давлетшина Л.М. Управление образовательным учреждением на базе дистанционных технологий: проблемы и перспективы. Казанский экономический вестник. 2021;(2):5-9.
For citation:
Zainullina M.R., Davletshina L.M. Management of an educational institution based on distance technologies: problems and prospects. Kazan economic vestnik. 2021;(2):5-9. (In Russ.)