ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ
Пандемия 2020 г. обусловила ускоренное развитие дистанционного образования. Предпосылки появления дистанционного образования были замечены уже давно. Однако широкое распространение оно получило только в результате непредвиденных факторов внешней среды. При анализе дистанционного образования были выявлены преимущества данной формы обучения: доступность образования для многих категорий граждан, возможность выбора высокорейтингового или зарубежного университета, гибкий график обучения, экономия временных и финансовых ресурсов. Недостатками такой формы обучения являются: необходимость освоения новых информационных технологий преподавателями и студентами, необходимость наличия стабильного Интернета, высокие требования к дисциплине. В статье выделены основные проблемы управления дистанционным образованием: нормативно-правовые проблемы, коммуникационные барьеры, проблема социализации студентов, методические проблемы и уровень качества образования. Тем не менее данная форма имеет и свои перспективы развития – усиление кооперации между учебными заведениями, формирование новых методик обучения, формирование гибридной формы образования. Приведены рекомендации по совершенствованию и применению дистанционных технологий: повышение квалификации педагогов, совершенствование системы управления образовательного учреждения, формирование дистанционных методик организации научной работы, использование виртуальной и дополнительной реальности в образовании, а также разработка дистанционных технологий для профессиональной ориентации студентов.
В статье авторы представляют основные пути развития информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в области публичного управления в эпоху цифровой экономики. ИКТ рассмотрены в качестве платформы по проведению государственной информационной политики. Рассмотрены основные цели предприятий, которые они ставят перед собой. Указаны пути развития предприятия в рамках конкурентоспособной среды в эпоху цифровой экономики. Дается определение понятия информационно-технологических факторов (ИТФ) как средств публичного управления (ПУ), выявлены их отличительные черты, цели, задачи и приоритеты. Показаны разногласия, которые проявляются в качестве отчуждения общества от государства, разрешение которых возможно с помощью интегрирования общественной коммуникации в ПУ. Также рассмотрены аспекты, препятствующие развитию системы ПУ в период широкого внедрения и развития новых информационных технологий. Характеризуются и систематизируются информационно-технологические факторы в трехуровневом виде, определяется их значение в задачах развития системы ПУ. Отмечены сложности и проблемы информационного обеспечения государственных управленческих процессов, определена целесообразность и качество влияния информационных систем на государство и массовое сознание. Авторами исследуются ключевые составляющие государственной политики в области информатизации управленческой деятельности. Определено влияние новых информационных технологий на качество и эффективность управленческих процессов.
Исследованы учетно-экономические аспекты потребительского рынка алкогольной и спиртосодержащей продукции. Представленная сравнительная характеристика видов пищевой продукции алкогольного рынка позволила определить значимые риски производства, оборота и реализации, среди которых: осуществление без лицензий и сопроводительных документов производства и оборота продукции, фальсификация данных, неуплата акцизов, выпуск суррогатов, несоблюдение технических требований к средствам автоматической фиксации в информационной системе, нарушения технологии производства и схем оснащения технологического оборудования автоматическими средствами учета, несоблюдение минимальных цен, неприменение норм естественной убыли, неправомерная в одном месте продажа в розницу лицензируемой продукции и услуг общественного питания, ненадлежащее информирование потребителей. Обозначенные особенности лицензирования производства и продажи продукции позволили выявить требования к технологическому оборудованию, торговым объектам организаций общественного питания. Повышение ставок акцизов рассматривается как рычаг повышения налоговых доходов при обоснованном применении налоговых вычетов, с учетом нового порядка декларирования. Обосновано направление преимуществ современной ЕГАИС и АСКП, как систем контроля над обращением и перевозками, на обеспечение прозрачности, достоверности учета и качества алкогольной продукции, в целях защиты здоровья конечных потребителей, достижения рациональных производств и потребления.
Для современной научной мысли характерно акцентирование внимания не только на сугубо хозяйственных явлениях. Все большее значение придается таким социальным явлениям, как формирование системы нематериальных ценностей. В условиях долговременного замедления темпов глобального экономического роста все более значимы факторы, считавшиеся ранее внеэкономическими и суммируемыми концепциями социального и человеческого капитала. В современных обществах все более важным фактором развития является такая составляющая социального капитала, как доверие. В контексте экономического кризиса, а также поиска необходимых мер по возмещению ущерба мировой экономике, в данной статье устанавливается связь между психологическим фактором недоверия и процессом восстановления экономики. Целью данной работы является анализ и исследование влияния и психологических последствий этого явления – недоверия – на предприятия, организации, на людей и их образ жизни. Логический вывод, сделанный на основе качественного и количественного анализа, состоит в том, что как на микроэкономическом, так и на макроэкономическом уровне недоверие, вызванное экономическим кризисом, а также негативными прогнозами на восстановление, влияет и препятствует экономическому развитию. Восстановление доверия может стать двигателем инвестиционного процесса и экономического роста.
Работа каждой организации основывается на уровне технологий в производстве, качество которых непосредственно влияет на эффективность деятельности, а также на дальнейшее существование предприятия. Началом статьи служит теоретическое обоснование технологической безопасности предприятия. Ее сущность состоит в том, насколько уровень используемых на предприятии технологий соответствует конкурентным организациям. Далее перечислены негативные явления, подрывающие технологическую составляющую предприятия. К ним относятся: неэффективная организация производственного процесса; физический износ производственных фондов; отсутствие внешних и внутренних инвестиций; повышение цен на энергоносители и т. д. Также был представлен механизм для предотвращения негативных угроз. Были рассмотрены основные критерии и индикаторы технологической безопасности предприятия. Основные из них: аналитическая работа на рынке сбыта продукции; определение возможности улучшения используемых технологий; создание стратегии технологического развития предприятия на будущее; уровень износа ОПФ; удельный вес производства в ВВП и т. д. На основе представленных индикаторов был сделан вывод. Перечисленные методы и показатели существуют для того, чтобы информировать управленческий персонал о состоянии уровня технологической безопасности предприятия, о возможных финансовых потерях, представлять объективную оценку влияния неблагоприятных последствий на экономическую безопасность.
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА
Регионализация мировой экономики развивается более медленными темпами, нежели это изначально предполагалось, что связано и с сопротивлением сторонников возврата к классической постпространственной модели глобализации и неограниченной сетевизации мировой политики и экономики. Регионализация все меньше развивается в русле только экономических трансформаций и экономического инструментария, а включает в себя все больше политических и военно-силовых элементов. Ряд стран, стремящихся к укреплению своего глобального политического и экономического влияния в рамках регионализированной модели геоэкономического развития, активно использует в своей текущей политике методы гибридных войн, которые становятся инструментом переформатирования больших геоэкономически значимых пространств в условиях сохранения высокой степени взаимозависимости в ключевых отраслях. По периметру Евразии, а в ряде случаев в непосредственной близости от границ России начинают формироваться новые центры экономического роста, в дальнейшем способные институционализироваться в полноценные политико-экономические системы, сформированные вокруг военно-политического ядра. Их воздействие будет ощущаться не только по внешнему контуру российских границ, но и в плане воздействия на внутренние социально-экономические процессы. Это ставит на повестку дня необходимость выработки синергичной политики развития, которая одновременно позволит обеспечивать внутреннее развитие в условиях стабильности и решение проблем на внешних площадках. Это делает невозможным полное разделение внутренних и внешних рисков, ставших результатом формирования соседствующих с Евразией макрорегионов. Такой подход требует проведения интегрированной политики, включающей не только политические, военно-политические и инфраструктурные вопросы, но и иные аспекты развития, такие как социальное и социокультурное развитие. Это потребует и балансировка отношений Центра и регионов.
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА
В исследовании рассмотрены подходы к совершенствованию регуляторной политики в регионе на основе анализа показателей рейтинговых оценок реализации регуляторной политики и социально-экономического развития регионов Приволжского федерального округа. Основой исследования стал анализ статистических данных социально-экономического развития регионов Приволжского федерального округа. Анализ направлен на оценку влияния показателей уровня оценки регулирующего воздействия на динамику социально-экономического развития регионов. Рассмотрены методологические сложности применения регуляторной политики с позиции обеспечения социально-экономического развития региона и направления совершенствования реализации регуляторной политики на уровне региона. Сделан вывод, что при прочих равных условиях высший уровень оценки регулирующего воздействия НПА в регионах ПФО не сопровождается стабильным уровнем социально-экономического развития. Регуляторная политика в конкретном регионе должна учитывать особенности территориального развития, использования регионального потенциала, отраслевую специфику и возможности сокращения требований контрольно-надзорных органов к приоритетным направлениям социально-экономического развития. Отмечено, что в практике реализации регуляторной политики необходимо применять гибкий подход, ограничения регулирующего воздействия контрольно-надзорных органов в условиях кризисных ситуаций, постоянной их переоценки и активного взаимодействия с представителями предпринимательского сообщества.
В статье исследуется зависимость валового регионального продукта (ВРП) от инвестиций в основной капитал как основного инструмента социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на примере Республики Татарстан. На основе анализа взаимозависимости ВРП и инвестиций в основной капитал (ИОК) по регионам, сделан вывод о том, что инвестиции в основной капитал приводят к росту валового регионального продукта. При обратной взаимосвязи увеличение объемов товаров и услуг, т. е. ВРП, незначительно увеличивает инвестиции в основной капитал в среднем по стране. Представлена динамика ВРП и ИОК в Республике Татарстан. Валовый региональный продукт Республики Татарстан постоянно растет (5–15 % в год) и напрямую не отражает колебания в инвестициях в основной капитал вне зависимости от источников, что обусловлено стабильным соотношением инвестиций из разных источников. Отмечено, что для поддержания стабильного социально-экономического роста страны субъекту РФ необходимо затрачивать в 2 раза больше инвестиций из собственного бюджета по отношению к федеральному, а также создавать инвестиционный климат, позволяющий предприятиям инвестировать в основной капитал в 2 раза больше собственных средств по отношению к привлеченным регионом.
Современные преобразования в социоэкономической сфере с каждым годом все более отчетливо начинают демонстрировать возрастающую роль нематериальных факторов производства. К важнейшим из них необходимо отнести репутационный капитал, представляющий собой отражение эффективности и потенциала роста, а значит и перспективности будущего развития экономических агентов, территорий, государств. Основной целью исследования является построение и решение такой важной методологической проблемы, как определение взаимосвязи между репутационным капиталом региона и параметрами развития секторов экономики. Следует констатировать, что несмотря на динамично растущий интерес мировой экономической науки к данному вопросу, к настоящему моменту времени отсутствует его общепризнанное, системное решение. В этой связи авторы попытались, основываясь на обобщении и систематизации методических подходов к построению репутационного капитала территорий, а также опираясь на опыт и апробацию полученных ранее результатов по данной теме, провести статистический анализ искомых корреляций между индексом репутационного капитала региона и динамикой инвестиций в исследуемых региональных видах экономической деятельности. В качестве предмета исследования выступают экономические отношения по поводу активизации инвестиционных процессов в секторах экономики на основе наращивания репутационного капитала региона. Объектом исследования выступает Республика Татарстан.
Репутационная активность регионов формирует целый набор перспектив их собственного развития и возможностей. Репутационный капитал на сегодняшний день приобретает важное значение и широкое распространение в научно-исследовательском поле, что определяет актуальность нашего исследования. В статье рассматривается авторский подход к пониманию репутационного капитала, выделяются признаки, а также особенности его формирования. Исходя из определения, предложенного нами, важнейшей задачей становится анализ репутационных метрик и рейтингов, формирующих репутационный капитал региона, поэтому целесообразным представляется выдвижение гипотезы о том, что выбранные нами рейтинги, формирующие репутационный капитал региона, влияют на социально-экономическое развитие. По результатам исследования и проведенного парного корреляционного анализа приходим к выводу, что репутация начинает оказывать растущее влияние на социально-экономическое развитие, и гипотезу, выдвинутую нами раннее, можно считать доказанной. Ввиду этого можем также утверждать, что роль репутационной экономики в региональном разрезе будет только возрастать, а особенно с учетом цифровизации, поэтому репутация регионов должна становиться важным ресурсом развития, в основе которого лежат такие особенности территории, которые нуждаются в активном продвижении, развитии и изучении.
БУХГАЛТЕРСКИЙ И УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ
В статье проводится исследование применения основных моделей выявления возможных фактов фальсификации на примере российских и зарубежных организаций нефтегазовой отрасли. В качестве базы исследования были отобраны наиболее крупные компании, выборка которых представлена тремя российскими и тремя зарубежными организациями.
Для целей исследования применяется пяти- и восьмикомпонентная модель M-score, предложенная профессором Мессодом Бенишем, и модель Р. Канапикне и Ж. Грундене. В качестве альтернативы в статье рассматривается недавнее исследование, в котором авторы предлагают внести дополнения к классической модели Бениша в соответствии с современными реалиями. В качестве дополнений авторы предлагают внедрить восемь дополнительных компонентов: динамика отношения коммерческих к управленческим расходам, динамика доли чистой прибыли в валовой прибыли, динамика соотношения чистой прибыли к коммерческим и управленческим расходам, динамика коэффициента финансирования, динамика коэффициента инвестирования, регион деятельности, ОКВЭД, оборачиваемость кредиторской задолженности в разах.
Результаты исследования показали, что для большей достоверности выявления фактов фальсификации целесообразно использовать несколько моделей ввиду невозможности создания универсальной модели для всех отраслей экономики и видов деятельности.
ФИНАНСЫ И КРЕДИТ
В статье рассмотрены состав и структура портфелей акций физических лиц. Представлен практический опыт развития фондового рынка в разрезе активных инвесторов. Определен тренд развития портфельных инвестиций, в зависимости от изменения процентной ставки, подкрепляемый действиями центрального банка согласно его политике действий на фондовом рынке. Указаны возможно доступные инструменты для формирования инвестиционного портфеля физическими лицами в текущих условиях. Рассмотрены актуальные инвестиционные позиции согласно спросу со стороны частных инвестиций. Затронуты практические случаи по дивидендной политике акционерных обществ. Проведен анализ наиболее популярных у инвесторов – физических лиц российских и американских акций с использованием некоторых фундаментальных мультипликаторов. Рассмотрен пример влияния экономических факторов на изменение финансовых показателей корпорации, а также формирование ее мультипликаторов. Представлено текущее отношение частных инвесторов к консервативным финансовым инструментам и их альтернативам. Рассмотрены базовые методы отбора недооцененных акций и их возможные позиции в рамках основных фондовых индексов. Рассмотрены крупные транснациональные корпорации в качестве примеров из портфелей частных инвесторов. Подведены итоги с использованием политики финансового левериджа компаний отечественного и зарубежных рынков.
Представляемое исследование носит обзорный характер. Предметом исследования выступают финансовые и экономические показатели национальной экономики РФ, на основании анализа которых автором предпринята попытка оценки влияния финансовой системы на социально-экономическое развитие.
Исследовательская гипотеза состоит в выявлении механизма регулирования экономики посредством таргетирования финансовых инструментов. Существующие методы такого регулирования ограничиваются главным образом изменением ставки Центрального банка, которая опосредованно влияет на реальную экономику через стоимость финансовых ресурсов для экономических субъектов. Однако регулирование может быть расширено, став значительно более эффективным и одновременно не столь рестриктивно ориентированным.
Практическая значимость представляемого исследования определяется влиянием, оказываемым государственным регулированием на устойчивость финансовой системы. Автор исходит из посыла, что субъектом общенационального регулирования выступает государство в лице Центрального банка, поскольку в его функциональные компетенции входит разработка и реализация финансовой политики, призванной обеспечить условия стабильности финансовой системы страны и всей национальной экономики.
Основными результатами проведенной автором работы являются: 1) анализ инвестиций в основной капитал по видам основных фондов, динамики внешнего долга, динамики курса национальной валюты и показателей, капитализации коммерческих банков, денежных агрегатов и объемов резервов Банка России; 2) обосновано заключение об опережающем росте объема безналичных платежей и расчетов в 2018 г. по отношению к наличности, находящейся в обращении в том же периоде; 3) сделан вывод о несоответствии значений и динамики экономических и финансовых показателей российской экономики не только периоду устойчивого роста, но даже стабильности, несмотря на проводимую властями политику по стабилизации социально-экономических условий и сглаживанию отрицательного влияния мировой пандемии и геополитических событий на реальный и финансовый секторы.
На сегодняшний день франчайзинг является одной из самых выгодных форм ведения предпринимательской деятельности, как в России, так и в зарубежных странах. Он успешно используется в построении малого бизнеса и помогает расширять его до международных масштабов. Многие известные фирмы построены на франчайзинговых схемах, но не всем известно как утроена франшиза, в чем заключаются условия договора и какие возможности он дает. Франчайзинг имеет множество особенностей, которые отличают его от других видов предпринимательской деятельности. Как и любая система, он имеет свои преимущества, благодаря которым грамотное использование такой системы позволяет добиться высоких результатов, но в том числе имеет ряд недостатков. В статье рассмотрены также основные направления франчайзинга и сферы его развития в России, рассмотрен правовой аспект заключения договора в российском законодательстве, по которому регулируются отношения между продавцом и покупателем франшизы. На примере показаны результаты успешной реализации франчайзинга в нашей стране. Тем не менее франчайзинг пока не получил достаточного распространения в России, поскольку имеется множество сдерживающих факторов для его масштабного развития.
Ни для кого не секрет, что современный общественный уклад характеризуется набирающей обороты цифровизацией всех его аспектов. Исключением не является и финансовая сфера, где в настоящее время происходит очередной виток трансформации, проявляющейся в возникновении финтех-стартапов, их развитии и экспансии мирового рынка. Более того, приблизительно 15 лет назад началось активное развитие мобильных технологий и сопутствующей этому инфраструктуры, что вывело значимость финтеха на новый уровень. В связи с этим возникает все больше и больше дискуссий о будущем финансового сектора и организаций, действующих на нем. В статье представлены результаты исследования мировой индустрии финансовых технологий. В ходе работы была проанализирована динамика мировых инвестиций в сектор финансовых технологий, в том числе и в виде венчурного финансирования, как результат, был дан ответ на вопрос об актуальности финтех-сегмента в третьем десятилетии XXI в. Также на основе анализа мирового рынка были выделены модели развития индустрии финансовых технологий в различных странах и сформировано видение относительно будущего финтеха в Российской Федерации.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Развитие информационных и коммуникационных технологий открыло новый поток доходов в индустрии культуры. Фирмы продают контент в форме загрузки или подписки через Интернет, а поток доходов называется цифровыми услугами.
Цифровые услуги сосуществуют с другими потоками доходов, такими как физические продукты (например, книги, DVD и компакт-диски) или нецифровые услуги (например, театр, концерты и выставки). Опыт потребления цифровых услуг аналогичен опыту использования продуктов, но технологии могут повысить ценность цифровых услуг по сравнению с продуктами. Цифровые услуги приводят к смене парадигмы во взаимоотношениях потребителя и производителя, когда физические предметы заменяются нематериальным программным обеспечением, а ценность реализуется только в процессе потребления, смещая фокус ценности с ценности в обмен на ценность в использовании.
Отличительной характеристикой цифровых услуг следует считать то, что воспроизводимость услуги фактически бесплатна, поскольку предельные и транспортные расходы близки к нулю, что снижает затраты, связанные с управлением запасами и логистикой. В отличие от продуктов и нецифровых услуг открытый характер цифрового контента означает, что многие люди могут получить цифровую услугу без одновременного снижения доступности этой услуги для других. Свободная воспроизводимость и неисключительность концептуально отличает цифровые услуги от нецифровых услуг и продуктов. Эти последние две основные характеристики цифровых услуг как раз и способствуют их глобальному распространению.
Целью является исследование особенностей отношения потребителей к цифровым услугам, оказываемым в сфере культуры.