Preview

Казанский экономический вестник

Расширенный поиск

Исторические предпосылки и современные тенденции развития стратегического ценообразования

Аннотация

В статье раскрыта роль ценообразования на этапе технологической и цифровой трансформации экономической модели мирового хозяйства. Выявлены актуальные причины сближения и взаимозависимости организаций и отраслей в масштабе национальных экономик. Показан рост интереса первичных субъектов экономики к вопросам ценообразования в целом и стратегического ценообразования в частности. Выделены три направления в области стратегического ценообразования, в которых сконцентрировано большинство современных исследований в этой сфере. Сформулирован и обоснован авторский взгляд на теорию цены с позиции отношений эквивалентности. На основе исследования трактовок понятия «стратегия ценообразования», анализа теории цены в контексте смены технологических укладов выделены этапы и современные направления изменения системы ценообразования с учетом уровня развития производства, базирующиеся на отношениях транзитивности и конвергентности. Сформулировано понятие конвергентной стратегии ценообразования и определены ее целевые установки с учетом вектора развития издержек на этапах жизненного цикла продукта. Обозначены современные подходы к формированию ценовой стратегии. Представлен механизм формирования цены на продукт с точки зрения конвергентной стратегии ценообразования при принятии управленческих решений по сохранению и расширению доли рынка и роста прибыли.

Об авторах

Л. Б. Сунгатуллина
Казанский (Приволжский) федеральный университет
Россия

Сунгатуллина Лилия Баграмовна, доктор экономических наук, профессор кафедры учета, анализа и аудита



Л. Х. Исламова
Центр перспективных экономических исследований Академии наук Республики Татарстан
Россия

Исламова Луиза Хамисовна, аспирант



Список литературы

1. Арипова Л.Ю. Формирование конкурентных преимуществ компании на мировом рынке // Национальные экономические системы в контексте формирования глобального экономического пространства: сборник научных трудов конференции (Симферополь, 5 апреля 2019 г.): в 2 т. / В 2-х томах под общ. ред. З.О. Адамановой. – Симферополь: Ариал, 2019. – Т. 1. – С. 164–167.

2. Основы современного управления: теория и практика: учебник / под общ. ред. А.Т. Алиева, В.Н. Боробова. – М.: Дашков и Ко , 2019. – 526 с.

3. Бастиа Ф. Экономические софизмы. – М.: Социум, 2010. – 400 с.

4. Бутакова М.М. Стратегия и тактика ценообразования: учебное пособие. – Барнаул: Издательство Алтайского государственного университета, 2014. – 146 с.

5. Гизатуллин Х.Н., Гузаирова Л.Т. Стратегия ценообразования предприятий промышленности строительных материалов Республики Башкортостан // Экономический анализ: теория и практика. – 2007. – № 10 (91). – С. 45–49.

6. Гэлбрейт Дж. Экономические теории и цели общества. – М.: Прогресс, 1979. – 405 с.

7. Дейли Дж. Эффективное ценообразование – основа конкурентного преимущества. – М.: Вильямс, 2004. – 304 с.

8. Долан Р.Дж., Саймон Г. Эффективное ценообразование. – М.: Экзамен, 2005. – 416 с.

9. Дятлов С.А., Лобанов О.С. Конвергенция информационных технологий в Евразийском экономическом пространстве // Государство и рынок: механизмы и институты евразийской интеграции в условиях усиления глобальной гиперконкуренции. – СПб.: Издательство Санкт-Петербургского государственного экономического университета, 2017. – 709 с.

10. Извеков Ф.С. Способы формирования и управления конкурентными преимуществами компании // Роль и место информационных технологий в современной науке. – 2019. – С. 85–86.

11. Ковалев А.В., Орлова Л.Н., Домкин П.А., Соколов С.М. Диалектика цены и концепция создания единой системы мониторинга процессов ценообразования в экономике. – М.: Инфра-М, 2021. – 189 с.

12. Колесников А.В. Ценовые стратегии отрасли / А.В. Колесников // Энергосбережение, энергетика, энергоаудит. – 2010. – № 8 (90). – С. 38–42.

13. Кругман П., Обстфельд M. Международная экономика. Теория и политика: учебник для вузов. – М.: Издательство Московского государственного университета; Юнити, 1997. – 799 с.

14. Лазурин Е.А., Неклюдов В.А., Сироткин С.А. Современное ценообразование: учебное пособие. – Ярославль: ПКФ «Союз-Пресс», 2020. – 76 с.

15. Лизовская В.В. Формирование ценовой стратегии предприятия // Экономика. Налоги. Право. – 2014. – № 1 – С. 26–30.

16. Липсиц И.В. Ценообразование: учебник и практикум для вузов. – М.: Юрайт, 2020. – 368 с.

17. Маршалл А. Принципы политической экономии. – М.: Директ-Медиа, 2012. – 2127 с.

18. Маршалл А. Принципы экономической науки. – М.: Прогресс, 1993. – 594 с.

19. Менгер К., Бем-Баверк Е., Визер Ф. Австрийская школа в политической экономии. – М.: Экономика, 1992. – 546 с.

20. Михайлова Е.Ю., Трубицына Н.С. Современные стратегии ценообразования // За нами будущее: взгляд молодых ученых на инновационное развитие общества: сборник научных статей II Всероссийской молодежной научной конференции (Курск, 4 июня 2021 г.). – Курск: Юго-Западный государственный университет, 2021. – С. 182–185.

21. Молочников Н.Р. К вопросу о взаимосвязи когнитивного и конвергентного стратегического менеджмента // Казанский экономический вестник. – 2020. – № 3 (47). – С. 16–20.

22. Марн М.В., Регнер Э.В., Завада К.К. Ценовое преимущество. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. – 314 с.

23. Небурчилова Н.Ф., Волынская И.П., Мишенина Е.А. Рыночные стратегии ценообразования на предприятиях мясной отрасли АПК // Все о мясе. – 2011. – № 5 – С. 42–43.

24. Невелев А.Б. Карл Маркс: стратегическое осмысление истории // Вестник Челябинского государственного университета. – 2018. – № 5 (415). – С. 5–6.

25. Невелев А.Б., Мацына А.И. Проблема преодоления в современном прочтении К. Маркса // Вестник Челябинского государственного университета. – 2018. – № 5 (415). – С. 44–51.

26. Нэгл Т.Т. Стратегия и тактика ценообразования. Руководство по принятию решений, приносящих прибыль. – СПб: Питер, 2004. – 576 с.

27. Сэй Ж.Б. Трактат по политической экономии. – М.: Директ-Медиа, 2007. – 67 с.

28. Рамануджама М., Таке Г. Монетизация инноваций. – М.: Библос, 2017. – 256 с.

29. Рикардо Д. Начало политической экономии и налогового обложения: избранное. – М.: Эксмо, 2007. – 960 с.

30. Робинсон Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции. – М.: Прогресс, 1986. – 469 с.

31. Сафиуллин М.Р. Стратегический менеджмент: основные понятия и определения. – Казань: Центр перспективных экономических исследований Академии наук Республики Татарстан, 2018. – 16 с.

32. Соснина Т.Н., Целин В.Е. Анализ трактовок понятий «потребительная стоимость» и «стоимость» (историко-логический и информационный аспекты) // Естествознание, экономика, управление: межвузовский сборник научных работ. – Самара: Издательство СГАУ, 2002. – Вып. 1. – С. 42–48.

33. Соснина Т.Н. Анализ терминологического статуса понятия «полная стоимость» (методологический аспект) // Вестник СГАУ. – 2011. – № 1 (25). – С. 227–234.

34. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. – М.: Эксмо, 2016. – 617 с.

35. Сунгатуллина Л.Б. Методология организация вознаграждения персонала в конвергентном стратегическом менеджменте: автореф. дис. ... докт. экон. Наук. – Казань, 2019. – 48 с.

36. Тимофеева Т.Б., Оздоева Э.А. Анализ мирового опыта в создании цифровых платформ и связанных с ними рисков // Управление. – 2020. – Т. 8. – № 3. – С. 112–122.

37. Цалкович Е.А. Особенности ценообразования в условиях стратегического перехода // Научный поиск в современном мире: сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции (Махачкала, 31 января 2015 г). – Махачкала: Апробация, 2015. – С. 146–147.

38. Чемберлин Э. Теория монополистической конкуренции. Реориентация теории стоимости. – М.: Экономика, 1996. – 375 с.

39. Челнокова О.Ю., Огурцова Е.В. Экономическая интеграция и экономический рост: взаимосвязь и взаимообусловленность процессов // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. – 2012. – Т. 12. – № 3. – С. 3–9.

40. Ali B.J., Anwar G. Marketing Strategy: Pricing strategies and its influence on consumer purchasing decision // International journal of Rural Development, Environment and Health Research. – 2021. – No. 5 (2). – P. 26–39.

41. Dam K., Serfes K. A price theory of vertical and lateral integration under productivity heterogeneity // The Journal of Industrial Economics. – 2021. – Vol. 69. – No. 4. – P. 751–784.

42. Dudu O.F., Agwu M.E. A review of the effect of pricing strategies on the purchase of consumer goods // International Journal of Research in Management, Science & Technology. – 2018. – Vol. 2. – P. 88–102.

43. Dyatlov S.A., Lobanov O.S. NBIC Convergence as a Stage of Transition of Saint-Petersburg's E-Government Information Space to the Sixth TechnoEconomic Paradigm // Communications in Computer, and Information Science. – 2017. – Vol. 745. – P. 347–361.

44. Faisal S.M., Khan A.K. The effect on pricing strategies in the process of strategic decision making in view of cost of produced goods // Independent Journal of Management & Production. – 2021. – Vol. 12. – No. 7. – P. 1697–1719.

45. Liu Z., Guo H., Zhao Y., Hu B., Ji X., Lang L. Optimal pricing decision of composite service offered by network providers in E-commerce environment // Electronic Commerce Research. – 2022. – Vol. 22. – Is. 4. – URL: https://doi.org/10.1007/s10660-021-09487-8.


Рецензия

Для цитирования:


Сунгатуллина Л.Б., Исламова Л.Х. Исторические предпосылки и современные тенденции развития стратегического ценообразования. Казанский экономический вестник. 2022;(6):5-16.

For citation:


Sungatullina L.B., Islamova L.Kh. Historical background and modern trends in the development of strategic pricing. Kazan economic vestnik. 2022;(6):5-16. (In Russ.)

Просмотров: 25


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2305-4212 (Print)