Долговая устойчивость и долговые риски субъектов РФ
Аннотация
Региональные бюджеты являются значимым элементом бюджетной системы РФ. А обеспечение долговой и бюджетной устойчивости субъектов РФ необходимо для эффективного функционирования бюджетной системы РФ и финансовой безопасности страны. В этих условиях проблема оценки долговой устойчивости субъектов РФ представляется крайне актуальной. В статье предложена классификация долговых инструментов по уровню риска. Автором выявлена тенденция к сокращению долговой нагрузки на бюджеты субъектов РФ в целом по России. Установлено, что в структуре госдолга субъектов РФ в основном преобладают низкорисковые долговые инструменты. Однако это не означает, что у субъектов РФ отсутствуют проблемы с обслуживанием и погашением госдолга. Так, например, несмотря на сокращение уровня долговой нагрузки на бюджеты, есть субъекты РФ, где значение данного показателя до сих пор превышает установленные БК РФ нормы. В ряде субъектов РФ в структуре госдолга преобладают долговые инструменты с умеренным или высоким уровнем риска. Установлено, что порядок оценки качества долговой политики охватывает более широкий круг показателей, чем порядок оценки долговой устойчивости субъектов РФ. Выявлена необходимость в перспективном анализе, включающем в себя не только долговые показатели. Автором предложено при оценке качества долговой политики и долговой устойчивости учитывать структуру государственного долга по долговым инструментам, по валюте займа, по сроку обязательств, а также объем и регулярность возникновения бюджетного дефицита.
Ключевые слова
Об авторе
А. М. БикбоваРоссия
Бикбова Айсылу Минхалимовна, аспирант
Список литературы
1. Буклемишев О.В., Михайлов Д.Л., Соловьев В.В., Фетисов И.Г. Эффективность законодательных ограничений долговой нагрузки регионов России // Финансовый журнал. – 2018. – № 3 (43). – С. 34–48.
2. Бюллетень Счетной палаты РФ. – 2021. – № 10 (287). – URL: https://ach.gov.ru/upload/iblock/ae4/sjs9cx3h9znxnih837maj6at95tmhtup.pdf/ (дата обращения: 16.05.2021).
3. Галухин А.В. Оценка долговой устойчивости бюджетов субъектов Федерации // Вопросы территориального развития. – 2016. – № 5 (35). – С. 1–10.
4. Кудрин А.Л., Дерюгин А.Н. Субнациональные бюджетные правила: зарубежный и российский опыт // Экономическая политика. – 2018. – Т. 13. – № 1. – С. 8–35.
5. Наумов И.В., Никулина Н.Л. Сценарное моделирование влияния динамики государственного долга на валовой региональный продукт субъектов России // Финансы: теория и практика. – 2021. – № 6. – С. 68–84.
6. Наумов И.В., Никулина Н.Л. Пространственный анализ трансформации бюджетной самостоятельности и безопасности региональных систем // Экономика региона. – 2021. – № 3. – С. 1042–1056.
7. Официальный сайт Министерства финансов Республики Татарстан. – URL: https://minfin.tatarstan.ru/ (дата обращения: 02.11.2021).
8. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации. – URL: https://minfin.gov.ru/ru/ (дата обращения: 02.11.2021).
9. Сабитова Н.М. Устойчивость региональных бюджетных систем // Актуальные проблемы функционирования финансовой системы России / под ред. О.В. Макашиной. – М: КноРус, 2021. – С. 183–191.
10. Сабитова Н.М. Финансовые риски и финансовая деятельность публично-правовых образований // Финансы и кредит. – 2018. – Т. 24. – № 3. – С. 565–578. – URL: https://doi.org/10.24891/fc.24.3.565.
11. Сабитова Н.М. Фискальные риски субъектов Российской Федерации // Финансы и кредит. – 2022. – Т. 28. – Вып. 3. – С. 508–527.
12. Сабитова Н.М. Источники фискальных рисков субъектов РФ // Финансы. – 2022. – № 3. – С. 5–12.
13. Сабитова Н.М., Шавалеева Ч.М. Нефтегазовый комплекс и риски бюджетной системы России // Нефтяное хозяйство. – 2018. – № 4. – С. 12–15. – URL: https://doi.org/10.24887/0028-2448-2018-4-12-15.
14. Санакоев А.Ю. Анализ методов оценки долговой устойчивости субъектов РФ // Актуальные проблемы и перспективы развития экономики: российский и зарубежный опыт. – 2017. – № 11. – С. 38–47.
15. Anghel D.G., Boitan I.A., MarchewkaBartkowiak K. Growing fiscal risk in European Union resulting from government contingent liabilities in the pandemic crisis – assessment and policy recommendations // Economic Research – Ekonomska Istraživanja. – 2021. – P. 1–21. – URL: https://doi.org/10.1080/1331677X.2021.1941178.
16. Caceres C., Medina L. Measures of fiscal risk in oil-exporting countries // Middle East Development Journal. – 2015. – P. 160–174. – URL: https://doi.org/10.1080/17938120.2015.1072700.
17. Gomez-Gonzalez J.E., Valencia O.M., Sanchez G.A. How fiscal rules can reduce sovereign debt default risk // Emerging Markets Review. – 2022. – Vol. 50. – P. 1–12. – URL: https://doi:10.1016/j.ememar.2021.100839.
18. Huixin Bi. Sovereign default risk premia, fiscal limits, and fiscal policy // European Economic Review. – 2012. – Vol. 56. – Is. 3. – P. 389–410.
19. Larhsoukanh S., Wang Ch. Country output and financial black holes: public–private partnerships and the Laffer curve, fiscal corruption risk, and bailout rate of non-performing loans // Economic Research – Ekonomska Istraživanja. – 2020. – P. 540–554.
20. Lizunova E.N., Sabitova N.M., Shavaleyeva Ch.M. Bond borrowings of Russian Federation constituent entities: history, present state and prospects // AD ALTA: Journal of Interdisciplinary Research. – 2020. – Vol. 10. – Is. 2. – P. 69–73.
Рецензия
Для цитирования:
Бикбова А.М. Долговая устойчивость и долговые риски субъектов РФ. Казанский экономический вестник. 2022;(3):63-70.
For citation:
Bikbova A.M. Debt sustainability and debt risks of subjects of RF. Kazan economic vestnik. 2022;(3):63-70. (In Russ.)