ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ
В статье исследуются вопросы обеспечения экономической безопасности государства во взаимодействии с предприятиями оборонно-промышленного комплекса, обосновывается сущность и содержание понятия «военно-экономическая безопасность». Авторами предложен комплекс показателей, на основании которых можно диагностировать уровень военно-экономической безопасности того или иного государства. Среди основных показателей можно выделить абсолютные и относительные расходы на оборону, количество основных типов вооружения, величину производственных мощностей предприятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК), количество персонала, занятого в ОПК и в сфере военно-научных разработок.
Фундаментальной основой обеспечения военно-экономической безопасности государства является высокая эффективность деятельности предприятий ОПК. К сожалению, в современной российской экономике наблюдается обратная тенденция, большинство предприятий ОПК экономически неэффективны, нерентабельны, зачастую бесперспективны. Их низкая экономическая эффективность влечет за собой угрозы и риски для всего оборонно-промышленного комплекса, а также негативно влияет на уровень обороноспособности страны в целом.
Для преодоления современных угроз в сфере ОПК России необходимы мероприятия по укреплению ее технологического, информационного и производственного потенциала: содействие в продвижении высокотехнологичной продукции ОПК на мировые рынки вооружений, обеспечение финансово-экономической устойчивости и укрепление кадрового потенциала предприятий ОПК, усиление защиты интеллектуальной собственности производства и др.
В данной статье были изучены понятия «конкурентоспособность» и «конкурентоспособность предприятия», а также виды конкуренции. В настоящее время этот критерий играет очень важную роль в развитии организации на различных этапах ее существования. Конкуренция делится на три вида: функциональная, видовая и предметная. Уровень конкурентоспособности зависит от различных внешних и внутренних факторов. Она позволяет достигать определенных целей в случае, когда возникает сопротивление со стороны других участников рынка.
В статье были рассмотрены основные пути повышения конкурентоспособности предприятия, комплекс различных мероприятий, выделены определенные задачи, требующие особого внимания. Также была изучена стратегия одной из самых известных компаний по производству смартфонов – “Samsung” – южнокорейского лидера на мировом рынке, определены особенности организационно-технического уровня ее производства, которым пока не обладает больше ни один из производителей мобильных устройств. Мы рассмотрели стратегию и текущий маркетинг данной компании, опираясь на пути повышения конкурентоспособности, и убедились в ее продуктивности. Также мы определили основную цель деятельности компании “Samsung”, которая заключается во внедрении различных инноваций в производство.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
К числу наиболее актуальных в экономике относятся вопросы, связанные с ее ростом. Экономический рост представляет собой процесс, при котором реальный доход на душу населения страны увеличивается в течение продолжительного времени. На современном этапе проблемы экономического роста остаются одними из важнейших для любой страны. Это связано с необходимостью достижения хороших темпов экономического роста и высокого качества его наполнения. Экономический рост ведет к увеличению благосостояния страны в целом, расширению ее потенциала в борьбе с бедностью и безработицей и решению других социальных проблем. В рамках теорий экономического роста экономисты объяснили многие факторы, влияющие на него. Рост населения, особенно работающего, технические знания, прогресс и рост международной торговли являются факторами, ведущими к увеличению экономического роста.
В статье обсуждаются основные существующие теории экономического роста, их методологические предположения и особенности. Рассматриваются три основных направления современной теории экономического роста: неокейнсианское, неоклассическое, эндогенное. Отмечается роль инвестиций в физический и человеческий капитал, открытости и сильных экономических институтов в превращении относительно бедных экономик в центры экономической мощи.
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА
Статья посвящена развитию теории энтропии региональных социально-экономических систем. Цель статьи – выявить особенности развития энтропии региональных социально-экономических систем. В статье использованы методики математической прикладной теории, статистики, на основе которых рассчитаны коэффициенты энтропии по федеральным округам Российской Федерации. Автором формулируется понятие «энтропия региональной социально-экономической системы». Формулировка является новаторской, поскольку в ранее проводимых научных исследованиях нематериального капитала региона внимание уделялось частным финансовым аспектам, таким, как инвестиции в нематериальные активы на душу населения, стоимость регионального бренда и др. Процессы развития уникальной региональной энтропии до сих пор остаются малоизученными.
В статье приводится авторская трактовка категории «энтропия региональной социально-экономической системы», которая определяется как совокупность симультанно развивающихся факторов потери устойчивого развития региона. Автором всесторонне анализируется влияние параметров устойчивости и энтропии на развитие региональных социально-экономических систем. В результате исследования энтропии социально-экономических систем выявлено влияние качественных и количественных факторов развития региона, таких, как институциональный, экологический, социальный, экономический, временной [1]. Рассматривается влияние выявленных параметров на развитие региональных социально-экономических систем, а также различные варианты избегания потенциальной рецессии.
Экономическая сфера в целом и рынок труда в частности, как и многое в этом мире, не являются стабильными, устойчивы в них только постоянная динамика непреходящих изменений и появление новых тенденций, в значительной степени меняющих их облик.
В настоящее время все больше набирает обороты распространение нестандартных форм занятости.
Статья посвящена изучению нестандартных форм занятости населения на рынке труда Нижегородской области, их роли в снижении темпов безработицы в период пандемии, а также возможности их дальнейшего развития и трансформации в контексте экономического развития региона. Актуальность поднимаемой проблемы определяется тем, что нестандартные формы занятости представляют собой пока еще новое в экономической науке явление, которое несет в себе как перспективные возможности, так и риски и для работника, и для работодателя. Авторами раскрывается содержание, специфика проявления и роль неформальных форм занятости в развитии социально-трудовых отношений региона, проводится анализ актуальных проблем и перспектив развития сферы занятости в Нижегородской области. В статье представлены расчеты потенциальных потерь от увеличения безработицы в случае сохранения традиционных форм занятости.
В статье исследуется государственная политика зарубежных стран в области жилищной политики. По мнению европейских ученых, глобальная проблема обеспечения жильем населения была решена мировым сообществом еще в 70-х гг. XX в. Несмотря на это, данный вопрос до сих пор актуален для всех государств, в том числе для развитых стран, декларирующих ценности информационной экономики и рынка услуг. В частности, это объясняется тем, что количество населения в мире неуклонно растет. Для XXI в. характерна идеология комфорта проживания. Если еще 30 лет назад перед большинством государств стояла проблема обеспечения граждан хотя бы небольшим жильем, то в настоящий момент людьми ценится прежде всего уровень комфорта. Соответственно, спрос как на частные, так и многоквартирные дома имеет сложный характер: учитывается и близость к развлекательным и рекреационным ресурсам, и доступность социальной инфраструктуры (школ и детских садов). Кроме того, актуальным является вопрос предоставления социального жилья и определенных субсидий семьям, чей доход не превышает определенной величины либо настоящая жилая площадь на человека не соответствует установленным критериям проживания.
ФИНАНСЫ И КРЕДИТ
В статье рассмотрен вопрос расчета справедливой стоимости компании «Татнефть» для последующего осуществления сделки слияния или поглощения. Расчет производится путем определения средневзвешенной стоимости капитала. Применение общей формулы WACC при определении стоимости компании является уязвимым местом, поскольку многие условия выполняются по умолчанию и часто не соответствуют реальной ситуации на рынке. На практике многие нефтегазовые компании при расчете ставки дисконтирования отдают предпочтение таким показателям, как инфляция, колебания валютных курсов, процентных ставок и пр., думая, что они в полной мере отражают риски и релевантную ситуацию на мировом и российском рынках. Из этого следует, что существующие и применяемые показатели, используемые для расчета ставки дисконтирования, несовершенны. Отметим, что стоимость заемного капитала соответствует процентной ставке с условием вычета налога на прибыль. Более сложным представляется процесс расчета стоимости собственного капитала. Существует несколько подходов к определению этой стоимости, но наиболее применяемым из них является модель ценообразования капитальных активов (Capital Asset Pricing Model, CAPM). Модель Hamada для расчета коэффициента бета сочетает в себе две модели: модель Модильяни – Миллера и модель ценообразования капитальных активов. В ходе произведенного анализа было выявлено, что наиболее приемлемым подходом к расчету коэффициента бета для нефтегазовых компаний является модель Модильяни – Миллера. Далее производится расчет терминальной стоимости компании и определение справедливой стоимости.
В Российской Федерации все актуальнее становится проблема повышения уровня финансовой грамотности населения. Вопросами, касающимися финансовой грамотности и повышения ее уровня, многие озадачены в течение длительного времени, при этом данный тренд получил распространение как в России, так и в остальном мире. Такие вопросы становятся особенно актуальными вместе с наличием возможности предоставления удаленных финансовых услуг клиенту путем терминалов самообслуживания и оплаты услуг через Интернет и мобильные устройства. С момента зарождения рыночных отношений в экономике Российской Федерации сложилось более фундаментальное понимание проблем, с которыми сталкивается большинство граждан, следовательно, и способы решения этих проблем приобретают более четкие очертания. На современном этапе становления рыночных отношений в российской экономике осознается необходимость и целесообразность повышения уровня финансовой грамотности населения, особенно это ощущается в самые кризисные периоды экономического цикла. В статье рассматриваются сущность понятия «финансовая грамотность» и механизм ее регулирования, анализируется ее взаимосвязь с общим экономическим благосостоянием страны, а также выявляются инструменты, которые могут быть использованы для создания необходимого уровня финансового образования населения и дальнейшего улучшения форм экономического благосостояния.
COVID-19 оказал огромное влияние на финансовые рынки своей неопределенностью, давлением и волатильностью. Снижение экономической активности вызвало тяжелейшие последствия для экономик всех стран мира, что выразилось в падении объемов производства, закрытии предприятий, нарушении цепочек торговых поставок, росте безработицы. Все это продолжает оказывать свое влияние на состояние мировой экономики в целом и экономики США в частности. Восстановление идет медленными темпами, и едва ли экономические показатели вернутся к докризисному уровню до конца 2021 г. Иная ситуация складывается на рынке ценных бумаг, который вернулся к своим показателям еще летом 2020 г., а сейчас продолжает обновлять исторические максимумы. Ученые исследуют парадоксальную ситуацию, когда реальная экономика испытывает серьезные затруднения, а фондовый рынок демонстрирует невероятные успехи. В данной статье рассматриваются результаты влияния пандемии COVID-19 на фондовый рынок США через призму макроэкономических индексов, примеры некоторых компаний, а также общие прогнозы и выводы по состоянию фондового рынка США. Статья будет интересна экономистам и аналитикам фондового рынка, а также всем тем, кто интересуется состоянием дел в мире.
МАРКЕТИНГ И ОБЩЕСТВО
Статья посвящена рассмотрению эффективного таргетинга при помощи попадания в целевую аудиторию и масштабирования рекламной кампании. Актуальность исследуемой темы заключается в распространении современных технологий в социальных сетях, позволяющих масштабировать бизнес через специальные инструменты, в частности таргетированную рекламу. Проблемой исследования является отсутствие четкого алгоритма масштабирования рекламной кампании через таргетинг в Instagram. Цель исследования заключается в разработке пошагового алгоритма действий для масштабирования рекламной кампании на площадке Instagram через таргетинг. Для достижения цели было выполнено несколько задач: проанализирована сущность таргетинга; выделены преимущества таргетированной рекламы перед другими инструментами продаж; разработан алгоритм для масштабирования рекламной кампании через таргетинг. В рамках исследования использовались различные материалы: научно-исследовательские статьи, интернет-ресурсы, литература по маркетингу, опыт таргетированной рекламы экспертов в Instagram и др. Для выделения необходимых сведений из них использовались следующие методы исследования: аналитический синтез данных, сравнительный анализ, аналогия, наблюдение. В ходе проведенного исследования было выявлено, что таргетинг является эффективным маркетинговым инструментом, позволяющим привлекать целевую аудиторию к рекламируемому продукту, в том числе был получен вывод, что для запуска таргетированной рекламы требуется использовать соответствующую стратегию, варианты которой предложены в разработанном алгоритме действий по масштабированию рекламной кампании.
В XXI в. происходит процесс роста значимости индустрии досуга и развлечений, которая развивается не только в силу ее необходимости как для каждого человека в отдельности, так и для всего общества в целом, но и в силу достижения возможности использования таких видов услуг благодаря достаточному уровню доходов населения. Индустрия досуга и развлечения и сам менеджмент выходят на новую ступень развития и становятся неотъемлемой частью жизни общества и потребностей людей. Наиболее важным составляющим в исследуемой сфере является ивент-менеджмент, который определяется как практическая реализация менеджмента в сфере проектирования проведения и организации мероприятий и событий, осуществляемых ивент-агентствами. Необходимо отметить, что такие компании организуют не только развлекательные мероприятия, но и собеседования, конференции различных уровней, встречи глав государств и другие не менее важные мероприятия. Однако ивент-менеджмент и ивент-агентства появились в России относительно недавно из-за высокого спроса на них на рынке индустрии. Следовательно, актуальность данного исследования состоит в необходимости достаточного изучения нового сегмента рынка для России, который имеет огромный потенциал для дальнейшего развития.
В настоящее время задача любого предприятия – не только выжить, но и оставаться конкурентоспособным как можно дольше. Успех предприятия напрямую зависит от эффективности работы его сотрудников. В России одним из основных препятствий для развития деятельности фирм выступают кадровые проблемы. Главной целью данного исследования является выявление, диагностика, оценка кадровых проблем в организациях и разработка рекомендаций по их решению. В работе было изучено мнение 123 экспертов из различных отраслей, деятельность которых базируется на производстве. В ходе исследования было выявлено, что наиболее острыми являются следующие проблемы: низкий приток молодых специалистов (что, по мнению опрошенных, является главной проблемой), недостаточный уровень квалификации работников и подготовки молодых специалистов, старение и естественная убыль сотрудников, дефицит кадров по отдельным специальностям, значительный отток квалификационных кадров в другие сферы деятельности внутри страны, недостаточная численность работников.
Результаты проведенного исследования могут быть использованы в службах управления персоналом в организациях, а также для построения общих моделей при разработке стратегических управленческих решений в производственных отраслях.
Актуальность повышения здоровья и благополучия сотрудников, а также количество времени, которое современные люди проводят в офисе, обуславливают необходимость развития программ по оздоровлению сотрудников на рабочем месте. Это не только влияет на производительность труда сотрудников, но и заставляет их чувствовать себя хорошо во всех сферах жизни, включая работу. По мере развития рынка труда одним из признаков первоклассного работодателя станет качество его оздоровительной программы на рабочем месте, что, в свою очередь, позволит осуществлять успешную кадровую политику и удерживать таланты. События, связанные с пандемией коронавируса, с которыми столкнулось мировое сообщество, бросили вызов системе здравоохранения и вновь подтвердили, что вопросы защиты здоровья и профилактики касаются каждого. В данной статье представлено, каким образом крупные компании применяют корпоративные программы укрепления здоровья работающих в качестве инструмента повышения трудового долголетия, качества жизни и благополучия сотрудников. Отмечено, что современные корпорации стремятся к созданию благоприятной рабочей среды для своих сотрудников. Представлена концепция разработки корпоративной программы (состоящей из 9 этапов) поддержки здорового образа жизни сотрудников компании.
Технический прогресс трансформирует устройство организационной среды: иерархические структуры заменяются командными и проектными, работа больше не предполагает следование предсказуемой должностной инструкции, коллективы становятся более разнообразными. Вышеперечисленные факторы влияют на изменение требований, предъявляемых к потенциальным сотрудникам. Если спрос на кадры, обладающие развитым интеллектом и узкоспециализированными знаниями, не меняется, то потребность в работниках, способных к продуктивному взаимодействию и регулированию собственной эффективности, все сильнее увеличивается. Цель статьи – проанализировать сложившиеся в мировой науке теории, посвященные концепции «навыков трудоустраиваемости», чтобы определить основания для расширения принятого в российской науке взгляда на возможность и способность индивида искать и находить работу. Методологической подход данной статьи включает систематический обзор научной литературы из области экономики, социологии и психологии. Отдельное внимание уделяется поиску эмпирических индикаторов. Обзор показывает, что принятый взгляд на обеспечение занятости может быть дополнен с точки зрения личной ответственности: современные экономические реалии диктуют индивиду необходимость посредством самонаправляемых инвестиций в человеческий капитал уменьшать разрыв между своей квалификацией и требованиями рынка труда. Навыки трудоустраиваемости – это необходимые для современного работника личные качества, благодаря которым он может обеспечивать собственную занятость и карьерное развитие. Навыки трудоустраиваемости можно рассматривать как составляющую общего человеческого капитала. Эти некогнитивные характеристики можно разделить на индивидуальные (необходимые для повышения собственной производительности) и межличностные (необходимые при взаимодействии с другими людьми). Авторы предлагают к рассмотрению четыре основных навыка трудоустраиваемости, роль которых в обеспечении экономически значимого результата доказана исследованиями. Индивидуальные навыки связаны со способностью поставить цель (самоуправление) и «заставить» себя ее достичь (самоконтроль); межличностные навыки связаны со способностью излагать свои мысли, добиваться понимания, слышать других (коммуникация) и кооперировать ради общего блага (командная работа). На основании проведенного анализа представляется возможным выделить эмпирические индикаторы, которые можно использовать в будущих исследованиях, посвященных данной проблеме.
В данной статье проведен теоретический обзор разных концепций стимулирования сотрудников, рассмотрены методы материальной и нематериальной мотивации персонала, а также виды мотивации, среди которых выделены наиболее эффективные и практичные, представлены системы мотивации. Проанализированы понятие, цели, а также значение и эффективность мотивации и стимулирования персонала в современных российских и японских организациях, описываются и сравниваются особенности мотивации персонала в них, приводятся примеры реализации описанных видов материальной и нематериальной мотивации различных организаций обеих стран на практике. Выявлены основные проблемные аспекты мотивационной системы российских и зарубежных компаний, оценены возможности применения японских концепций в условиях российского рынка труда, рассмотрены научно-теоретические основы мотивации умственной и физической деятельности работников. Целью данной статьи является сравнительный анализ подходов к мотивации сотрудников в двух развивающихся и экономически благоприятных странах мира – России и Японии. В ходе статьи был проанализирован и изучен процесс развития мотивации персонала в российских компаниях.