Понятие навыков трудоустраиваемости в современном междисциплинарном научном дискурсе
Аннотация
Технический прогресс трансформирует устройство организационной среды: иерархические структуры заменяются командными и проектными, работа больше не предполагает следование предсказуемой должностной инструкции, коллективы становятся более разнообразными. Вышеперечисленные факторы влияют на изменение требований, предъявляемых к потенциальным сотрудникам. Если спрос на кадры, обладающие развитым интеллектом и узкоспециализированными знаниями, не меняется, то потребность в работниках, способных к продуктивному взаимодействию и регулированию собственной эффективности, все сильнее увеличивается. Цель статьи – проанализировать сложившиеся в мировой науке теории, посвященные концепции «навыков трудоустраиваемости», чтобы определить основания для расширения принятого в российской науке взгляда на возможность и способность индивида искать и находить работу. Методологической подход данной статьи включает систематический обзор научной литературы из области экономики, социологии и психологии. Отдельное внимание уделяется поиску эмпирических индикаторов. Обзор показывает, что принятый взгляд на обеспечение занятости может быть дополнен с точки зрения личной ответственности: современные экономические реалии диктуют индивиду необходимость посредством самонаправляемых инвестиций в человеческий капитал уменьшать разрыв между своей квалификацией и требованиями рынка труда. Навыки трудоустраиваемости – это необходимые для современного работника личные качества, благодаря которым он может обеспечивать собственную занятость и карьерное развитие. Навыки трудоустраиваемости можно рассматривать как составляющую общего человеческого капитала. Эти некогнитивные характеристики можно разделить на индивидуальные (необходимые для повышения собственной производительности) и межличностные (необходимые при взаимодействии с другими людьми). Авторы предлагают к рассмотрению четыре основных навыка трудоустраиваемости, роль которых в обеспечении экономически значимого результата доказана исследованиями. Индивидуальные навыки связаны со способностью поставить цель (самоуправление) и «заставить» себя ее достичь (самоконтроль); межличностные навыки связаны со способностью излагать свои мысли, добиваться понимания, слышать других (коммуникация) и кооперировать ради общего блага (командная работа). На основании проведенного анализа представляется возможным выделить эмпирические индикаторы, которые можно использовать в будущих исследованиях, посвященных данной проблеме.
Ключевые слова
Об авторах
В. А. ДавыденкоРоссия
Давыденко Владимир Александрович - доктор социологических наук, профессор
Р. Р. Хузяхметов
Россия
Хузяхметов Роман Ренатович - младший научный сотрудник, аспирант кафедры общей и экономической социологии
Д. В. Лесниченко
Россия
Лесниченко Денис Владимирович - студент кафедры общей и экономической социологии
Список литературы
1. Deming D.J. The growing importance of social skills in the labor market // The Quarterly Journal of Economics. – 2017. – Vol. 132. – Is. 4. – P. 1593–1640.
2. Closing the employability skills gap // Deloitte. – 2019. – URL: https://www2.deloitte.com/us/en/insights/focus/technology-and-the-future-of-work/closing-the-employability-skills-gap.html.
3. Anikin V.A. Human Capital: Genesis of Basic Concepts and Interpretations // Journal of Economic Sociology. – 2017. – Vol. 18. – Is. 4. – P. 120–156 [Аникин Ва. Человеческий капитал: становление концепции и основные трактовки // Экономическая социология. – 2017. – Т. 18. – № 4. – С. 120–156].
4. Гимпельсон В.Е., Зудина Аа., Капелюшников Р.И. Некогнитивные компоненты человеческого капитала: что говорят российские данные // Вопросы экономики. – 2020. – № 11. – С. 5–31.
5. Caroleo F., Pastore F. Overeducation at a Glance. Determinants and Wage Effects of the Educational Mismatch Based on AlmaLaurea Data // GLO Discussion Paper. – Geneva: Global Labor Organization, 2017. – No. 15. – 42 p.
6. Rothwell A., Arnold J. Self-perceived employability: Development and validation of a scale // Personnel Review. – 2007. – Vol. 36 (1). – P. 23–41.
7. Guilbert L., Bernaud J.L., Gouvernet B., Rossier J. Employability: Review and research prospects // International Journal for Educational and Vocational Guidance. – 2016. – Vol. 16 (1). – P. 69–89.
8. Maghsoudi S., Duffield C., Wilson D. Innovation in infrastructure projects: an Australian perspective // International Journal of Innovation Science. – 2016. – Vol. 8 (2). – P. 113–132.
9. Tan E. Human Capital Theory: A Holistic Criticism // Review of Educational Research. – 2014. – Vol. 84. – Is. 3. – P. 411–445.
10. 12 Solutions for a New Education: expert report / ed. by Ya.I. Kuzminov, I.D. Frumin. – Moscow: Center for Strategic Research, 2018. – 105 p. [12 решений для нового образования: экспертный доклад / под ред. Я.И. Кузьминова, И.Д. Фрумина. – М.: Центр стратегических разработок, 2018. – 105 с.].
11. Sarfraz I., Rajendran D., Hewege C., Mohan M.D. An exploration of global employability skills: A systematic research review // International Journal of Work Organisation and Emotion. – 2018. – Vol. 9. – Is. 1. – P. 63–88.
12. Lindsay C. Work first versus human capital development in employability programs // Oxford Handbooks Online. – 2014. – URL: https://www.oxfordhandbooks.com/view/10.1093/oxfordhb/9780199764921.001.0001/oxfordhb9780199764921-e-029.
13. Pirog D. The Impact of Degree Programme Educational Capital on the Transition of Graduates to the Labour Market // Studies in Higher Education. – 2016. – Vol. 41. – Is. 1. – P. 95–109.
14. Wagaskar K., Tripathy A.K., Chauhan K., Malaji A., Yadav D. Employ... able: A tool to achieve 7E’s of employability // International Conference on Advances in Computing, Communications and Informatics. – 2017. – P. 1756–1761.
15. Blanco E., Schirmbeck F., Costa C. Vocational Education for the Industrial Revolution // Smart Industry & Smart Education. – 2019. – Is. 3. – P. 649–658.
16. Fajaryati N., Budiyono M., Wiranto A. The employability skills needed to face the demands of work in the future: Systematic literature reviews // Open Engineering. – 2020. – Vol. 10. – Is. 1. – P. 595–603.
17. Tsitskari E., Goudas M., Tsalouchou E., Michalopoulou M. Employers’ expectations of the employability skills needed in the sport and recreation environment // Journal of Hospitality, Leisure, Sport & Tourism Education. – 2017. – Vol. 20. – P. 1–9.
18. New Vision for Education: Fostering Social and Emotional Learning through Technology // World Economic Forum (WEF). – 2016. – URL: https://www.weforum.org/reports/new-vision-for-education-fosteringsocial-and-emotional-learning-through-technology.
19. Rasul M.S., Amnah R., Rauf A., Mansor A.N. Employability Skills Indicator as Perceived by Manufacturing Employers // Asian Social Science. – 2013. – Vol. 9. – Is. 8. – P. 42–46.
20. Communication Skills: Definitions and Examples // In. indeed. com. – 2021. – URL: https://in.indeed.com/career-advice/resumes-cover-letters/communication-skills.
21. What do employers mean by “good communication skills”? // Entrepreneur. – 2019. – URL: https:// www.entrepreneur.com/article/331660.
22. Iksan Z.H., Zakaria E., Meerah T.S.M., Osman K., Lian D.K.C., Mahmud S.N.D., Krish P. Communication Skills among University Students // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2012. – Is. 59. – P. 71–76.
23. Marasi S. Team-building: Developing Teamwork Skills in College Students Using Experiential Activities in a Classroom Setting // Organization Management Journal. – 2019. – Is. 4. – P. 1–14.
24. Rudawska A. Students’ team project experiences and their attitudes towards teamwork // Journal of Management and Business Administration. Central Europe. – 2017. – Vol. 25. – Is. 1. – P. 78–97.
25. Brewer L. Enhancing youth employability: What? Why? and How? Guide to core work skills. – Geneva: International Labour Organization, 2013. – 45 р.
26. Li H., Flanagan B., Ogata H., Majumdar R., Akçapınar G. Modeling Self-Planning and Promoting Planning Skills in a Data-Rich Context // 27th International Conference on Computers in Education (Kenting, Taiwan, December 2019). – 2019. – P. 300–305.
27. Fletcher A.J., Sharif A.W.A., Haw M.D. Using the perceptions of chemical engineering students and graduates to develop employability skills // Education for Chemical Engineers. – 2017. – Vol. 18. – P. 11–25.
28. Latham G.P., Locke E.A. Goal Setting Theory // New Developments in Goal Setting and Task Performance. – 2013. – Is. 3. – P. 3–15.
29. Garrels V. Goal setting and planning for Norwegian students with and without intellectual disabilities: Wishing upon a star? // European Journal of Special Needs Education. – 2016. – Vol. 32. – Is. 4. – P. 493–507.
30. Smith T.R., Crichlow V.J. A cross-cultural validation of self-control theory // International Journal of Comparative and Applied Criminal Justice. – 2013. – Vol. 37. – P. 175–193.
31. Cyders M.A, Smith G.T. Emotion-based dispositions to rash action: positive and negative urgency // Psychological Bulletin. – 2008. – Vol. 134. – Is. 6. – P. 807–828.
32. Zhou K. Non-cognitive skills: Potential candidates for global measurement // European Journal of Education. – 2017. – Vol. 52. – Is. 4. – P. 487–497.
33. McClelland M.M., Tominey S. The development of self-regulation and executive function in young children // ZERO TO THREE. – 2014. – Vol. 35. – Is. 2. – P. 2–8.
34. Duckworth A.L., Kern M.L. A meta-analysis of the convergent validity of self-control measures // Journal of Research in Personality. – 2011. – Is. 45. – P. 259–268.
35. Пеша А.В., Шавровская М.Н., Полушина И.С. Компетенции специалистов сервиса будущего для сервисной экономики настоящего // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. – 2020. – Т. 6. – № 3 (23). – С. 295–327.
36. Степанова Л.Н., Зеер Э.Ф. Soft skills как предикторы жизненного самоосуществления студентов // Образование и наука. – 2019. – Т. 21. – № 8. – С. 65–89.
Рецензия
Для цитирования:
Давыденко В.А., Хузяхметов Р.Р., Лесниченко Д.В. Понятие навыков трудоустраиваемости в современном междисциплинарном научном дискурсе. Казанский экономический вестник. 2021;(3):84-94.
For citation:
Davydenko V.A., Khuziakhmetov R.R., Lesnichenko D.V. The concept of employability skills in contemporary interdisciplinary scientific discourse. Kazan economic vestnik. 2021;(3):84-94. (In Russ.)